НОВОСТИ УКРАИНЫ
       СОБЫТИЯ В МИРЕ

Новости Украины, события в мире

Суверенные конвульсии

Суверенные конвульсии

Украина во главе со своей властью пытается всеми силами (подчас не сфокусированными на цель) сохранить как внутри страны, так и за рубежом представление о суверенном, а то и все более укрепляющемся и усиливающемся европейском государстве. Однако, то состояние, в котором находится украинское общество, все ее ветви власти и институты общественного мнения, свидетельствует о том, что мечтам о независимом, огромном по масштабам Европы молодом государстве, возможно, не суждено будет сбыться.

Для любого просвещенного человека достаточно убедительным является тезис о том, что демократия как система организации общества создавалась и задумывалась в интересах сбалансированного развития страны. Как система сдержек и противовесов в ситуации, когда общество достаточно устойчиво и последовательно развивается в нужном направлении. Когда существующее положение дел необходимо в какой-то мере законсервировать. Другим еще более необходимым условием существования демократии является квалифицированное общество, где высок уровень гражданственности, патриотизма и законопослушания. В древних демократиях, как мы знаем, субъектом процесса были граждане, а не все жители страны. И принимаемые реформы, особо это подчеркну, не всегда были облегчением для всех жителей, они требовали от них очевидных жертв, ограничений и уступок.

Говоря о сегодняшней фазе социального развития Украины, о демократии, необходимо помнить, но не упоминать всуе. Так как нам необходима не стабильность в бедности, не баланс в стагнации, а мощный прорыв, тотальная модернизация и экономики, и политики, и власти, и политиков, и личностей и т.д. и т.п. Когда времени на демократические «слюни» нет. У нас нет ресурса времени на то, чтобы соблюдать перечень демократических процедур, которые нам навязывают Европа и США (и которые сами, кстати, их не выполняют).

Для понимания ситуации приведу аналогию. Сегодня перед нашей авиастроительной отраслью поставлены грандиозные и неотложные задачи. Она – в стратегических приоритетах Украины. В частности, поставлена задача, кстати, Президентом Украины, срочно начать массовый выпуск самолета АН-148, полностью готового к производству. Такой вызов позволит повысить международный авторитет Украины, дать значительную добавку к экспорту, не говоря уже о доходах в бюджет, новых рабочих местах, загрузке предприятий-смежников и т.п. Самолеты должны «пойти» уже к сентябрю. Однако директор авиапредприятия говорит, что, учитывая утвержденную ныне демократическую процедуру приобретения комплектующих на тендерах, а они занимают от 3 до 6 месяцев, к сроку «Антонов» никак не успевает.

Но также не успевает все наше общество «вскочить» в уходящий от платформы цивилизации поезд процветания, так как путается, «валяется в ногах» у демократических процедур, в различных форумах, слушаниях, референдумах, выборах и т.п. То есть развитие демократии и совершенствование состояния общества, его радикальные перемены никак не корреспондируются.

Все радикальные социально-экономические прорывы и революционные модернизации происходили в странах с жестким и определенным режимом управления. Не вспоминая того, как за 15 лет СССР восстановил предвоенное экономическое и оборонное могущество, не разбирая примера совершенно фантастического прорыва многосотмиллионного Китая, в основе которых была жесткая воля руководства и поголовное доверие народа к действиям властей страны.

Приведем иной пример. Появление и быстрое развитие пяти восточнокитайских драконов, при мастерском создании видимости демократических преобразований в этих странах, осуществлялось под жестким давлением внешнего управляющего. Американцам необходимо было в максимально короткие сроки создать противовесы Китаю (а точнее, отчасти ослабить влияние китайского «чуда») с помощью стран-соседей. И так появились не только небоскребы в Гонконге, Сингапуре, Тайване и т.п., но и суперсовременные, в основном компьютерные и иные высокотехнологичные производства, которые позволили этим странам совершить прыжок через столетия в первую двадцатку экономически развитых стран с достаточно высоким уровнем жизни населения.

Мы говорим сегодня о быстром прорыве в Грузии, однако не следует забывать, что выпускник американского университета М. Саакашвили не только работал вместе, но чуть ли не жил бок о бок с американскими советниками, дающими щедрые инвестиции, но требующими безусловного выполнения графика реформ. А в довесок давших в состав правительства Грузии ряд чиновников, окончивших европейские и американские институты и слушавших больше не президента, а команды на преобразования Грузии из-за рубежа. Тут важно отметить, что грузинские реформы были нацелены не на счастье всех (какое уж тут счастье у семей 15 тысяч уволенных из ГАИ милиционеров?), а на создание определенной, предсказуемой инфраструктуры жизни общества. И мнение подчас достаточно многочисленных противников не учитывалось, а демонстрации протеста жестоко разгонялись.

Сегодня украинскому обществу и власти нужны не самообман о «наличии», «неполном соответствии», отсутствии демократии в стране. Недовольные и несчастные будут всегда. В книге «Артхашастра» («Ремесло власти») древнеиндийские мудрецы так описывали состояние того общества: «Ныне в стране большинство людей недовольны властью. Одни говорят, что мало реформ в стране проводится, другие – что слишком много. Одни кричат, что необходимо больше свобод, другие – что и так уже много. И каждый требует для себя демократии...». Как видим, общество не слишком существенно изменилось по сравнению с моментом появления этой книги (ІІІ век до нашей эры).

Нам необходимо перестать обманывать и обещать народу счастье. Это другая проблема, она не в полной мере регулируется и обеспечивается государством. Надо вспомнить, что Украина была и под Австро-Венгрией, и Германией, и Польшей, и Россией и т.п. И, как свидетельствует история, в эти годы в Украине было достаточно много счастливых и несчастных.

А теперь о том, кто же эти граждане в нашей стране в 2011 году новой эры, которые призваны осуществлять эту демократию? В своей основной массе это жители Украины с теми же недовольствами, что и в древней Индии и политической культурой на уровне плинтусов. И мы хотим получить от них разрешение на радикальные реформы? Мы пытаемся рассчитывать на патриотизм, здравый смысл, наконец, прагматизм толпы? Но разве мы не знаем гарантированного ответа, задавая вопрос предпринимателю – хочет ли он платить больше денег из своего дохода государству и обществу? Какой смысл спрашивать население, готово ли оно идти на пенсию позже? Нужно ли врачу спрашивать у больного, как и чем его лечить?

У Украины был, конечно, исторический шанс превратиться в более-менее развитую, полноправную европейскую страну в короткий период начала 90-х годов. Экономический потенциал, интеллектуальная рабочая сила самой развитой, технически вооруженной и оснащенной бывшей республики СССР, которая на рубеже 90-х производила самый высокий объем ВВП на душу населения, сочетались тогда с наличием более важного ресурса государственного управления – доверием населения к власти.

Тогда еще сохранялся, пусть и не пиковый, но гигантски высокий в сравнении с нынешним временем уровень доверия... И можно было еще мобилизовать общество, и можно было не на словах, а на деле договориться с народом о том, что необходимо на время «затянуть пояса». Но это время безвозвратно ушло.

И теперь мы столкнулись со страшной, без преувеличения, реальностью, я бы назвал ее современной социальной проказой в Украине – недоверия ко всем и вся. Украинское общество никогда еще не было пронизано таким уровнем неверия в институты политической власти: президент, парламент, правительство, местные органы власти. Люди не просто не верят, они ненавидят правоохранительные органы, включая суды. Общество перестало верить своей армии и гордиться ею. Профсоюзы забыли нужды людей и работники в них не вступают, не верят им, а промышленники эти профсоюзы умножают на ноль. У нас сложилась ситуация, когда министр не доверяет избранным ректорам самоуправлять своими вузами, а ректора не доверяют министру управлять системой образования. Более того, общество практически потеряло доверие в последний оплот веры, в недавнюю святыню – церковь, которой еще десятилетие назад доверяло около 80 % граждан. И в это же время Филарет с еще большей помпой проталкивает мысль о том, что православная церковь Московского патриархата – это «рука Москвы» в Украине.

Но еще более безнадежным является то, что и власть, украинское государство полностью утратило доверие к своему народу и пытается его подловить, проверить, проинспектировать, а нередко и обмануть. И часто даже не надеется, что принятый закон последовательно и, безусловно, будет кем-то выполняться. Вслед принимаются новые законы и подзаконные акты, призванные заставить выполнять тот закон. Но их никто не знает и не изучает, даже чиновники, и никто не собирается строго выполнять. Различие Франции и Украины состоит в том, что французы после объявления о росте пенсионного возраста для женщин на 2 года вышли на массовые многомиллионные митинги и демонстрации, а украинцы после объявления о росте пенсионного возраста на 5 лет – нет. И главная причина в том, что французы убеждены, что эту реформу неизбежно придется выполнять, они законопослушны. А украинцы как всегда думают, что они это обойдут – «Якось воно буде!».

И теперь впору задать вопрос: у кого-то еще есть иллюзия, что нам для развития, радикального прорыва к цивилизации, к росту не на проценты, а в разы уровня жизни людей необходима как воздух демократия? Уважаемый мной эксперт М. Погребинский недавно отметил, что реформы неправильные, так как народ не верит. Я бы его перефразировал. Народ не верит, так как не хочет реформ, так как не желает, чтобы было хуже, чем сейчас. И это естественно. На протяжении более 20 лет нам обещают реформы. И, как выразился С. Тигипко, бегают с ножом за кошкой, стремясь отрезать по кусочку хвост. «Кошка» носится с криком по стране, в обществе нарастает страшное социальное напряжение, но экономическая ситуация в Украине и качество жизни людей только ухудшаются. Как можно даже планировать строительство «Китайской стены», если народ сидит на кухне и брюзжит?

Нам необходимо отбросить бесконечно вредную риторику о всеобщем счастье украинцев и говорить о необходимости создания новой социально-политической и социально-экономической реальности, новой структуры жизни в стране. Чтобы каждый, образно говоря, знал, что если его сбивает машина на проезжей части дороги, то платит за это не водитель, а пешеход, нарушивший правила. Чтобы все жители этой страны, а не только собаки, ходили на зеленый свет и не ходили на красный. И нашему обществу, как никогда в прошлом, необходима сильная, харизматическая воля политика и политической силы, которая проведет эту модернизационную модель в практику в кратчайшие сроки, невзирая на ропот, несогласие массы людей, на окрики и угрозы со стороны международных лоббистов европейского выбора Украины. Вот чего, на мой взгляд, не хватало в ежегодном послании Президента Верховной Раде Украины – решимости и воли власти.

«Тоталитаризм не пройдет!»

Эти радетели, конечно, не хотели бы иметь под боком почти пятидесятимиллионный нищий народ и государство-лузера. Но с очень большой долей уверенности могу утверждать, что не только правительства, но и народы многих стран не «спят и видят» Украину богатой, процветающей, равноправной и могучей. Этот вывод получает слишком мощное и однозначное подтверждение не только в эти дни, когда хищнически захватываются целые регионы планеты во имя безбедной жизни «золотого миллиарда». И когда правительства ряда уважаемых и, как часто подчеркивается, цивилизованных стран спешно признают властью ливийскую оппозицию, состава и руководства которой даже не знают. Но и на примерах Ирака, Югославии, Афганистана и т.п.

В Украине же сегодня тормозятся десятки позитивных процессов, программ и проектов модернизации страны вследствие необходимости «приседать» и «раскланиваться» с Евросоюзом, Венецианской комиссией, ПАСЕ, НАТО, Вашингтоном, Брюсселем, Парижем, Берлином и, кстати, Москвой. Конечно, ряд реформ и решений предлагаются и осуществляются слишком поспешно и бессистемно, чтобы быть одобренными и поддержанными. И эти модернизации нередко планируется осуществить за счет тех, кому принадлежит 10 % богатства страны, а не тех, кто владеет 90 % его. Но главная причина, мне кажется, в другом. Режим «управляемой демократии», который отбросит эмоциональность некоторых политиков и политических сил, ориентацию общества на процветание без радикального переустройства и начнет проводить системную, жесткую, неотложную модернизацию всего государственного и общественного организма в Украине, вероятнее всего, натолкнется на попытки западных демократий утопить эти усилия в невероятном количестве «псевдодемократических» норм, согласований, обсуждений, переговоров, дискуссий, консультаций и «дорожных карт».

Подчеркну: не на внешнеполитические, внешнеэкономические и иные зарубежные инициативы Киева, которые, вероятно, отражаются на общем балансе мировых сил и нуждаются во внешних оценках, будут акцентировать внимание зарубежные партнеры, а на реконструкции истинно внутригосударственных и внутриобщественных отношений в нашей стране. И пример Белоруссии ярко свидетельствует о том, что истинные социальные ценности – качество жизни граждан, эффективность и конкурентоспособность экономики европейской страны, темпы ее роста, даже в условиях мирового кризиса – для западных лидеров это абсолютный не приоритет. А вот послушность мировым центрам силы, соответствие требованиям внешнего суверена – это священно.

Так что отчасти наша оппозиция может быть спокойна. Не столько она, сколько американские и иные консультанты (а, может, и из Европейской народной партии), а, если понадобится, и 6-й американский флот, истребители «Мираж» и т.п. не допустят не только авторитарного режима в Украине, но даже позитивной модернизации страны. И не следует уповать, что Украина «в центре Европы» – Югославия была тоже не на окраине. И американские бомбы нередко «по ошибке» взрывались в Румынии и Италии, и роптали не очень.

Есть и еще один из возможных вариантов действий тех, кто не сможет успешно управлять украинской властью извне. Контролировать этот украинский бурлящий человеческий улей значительно удобнее и эффективнее, если его разделить между предсказуемыми странами и правительствами, к примеру, такими, как Румыния, Польша, Венгрия, Чехия и даже Россия.

Историческую реконструкцию украинской власти, общества, экономики и социальных отношений, которую уже давно ждет страна, нынешняя администрация Украины должна четко представить народу и неуклонно выполнять, восстанавливая доверие людей успешными делами, вовлекая их в этот исторический процесс. И не только рабочих, учителей и чиновников, но и олигархов. Власть должна понять, что на растяжке между счастьем, демократией, желанием угодить всем, в том числе и за рубежом, с одной стороны, и острой необходимостью, неотложностью радикальных реформ, с другой, можно не только поломать ноги, но и свернуть шею.

Александр Булавин, директор Европейского института политической культуры

   

Новости Украины, события в мире

Выборы 2010: Геополитический аспект

  Помнится, в 2004 году страна искренне веселилась, когда Виктор Федорович пытался угостить конфеткой Владимира Владимировича Путина, стоя на трибуне парада ко Дню освобождения Киева...



Неизбежная катастрофа

Неизбежная катастрофа Украинские националисты очень обижаются, когда я говорю, что наше государство нежизнеспособно. Финансово-экономически ориентированные «патриоты» немедля начинают интересоваться, сколько за констатацию этого очевидного факта «платит ФСБ» (им невдомек, что операции за пределами России – прерогатива СВР).



Баленко, Введенский, Лабенский: корпоративный беспредел или сколько стоит свобода?

Баленко, Введенский, Лабенский: корпоративный беспредел или сколько стоит свобода? Все возвращается на круги своя. Милицейский произвол, о котором мы стали забывать, и который, как казалось, остался на заре становления Украины как государства независимого, вновь расцвел пышным цветом. Эта история начиналась как тривиальный корпоративный конфликт и, поначалу, к



Амнезия Турчинова

Амнезия Турчинова Допрос бывшего председателя СБУ Турчинова молодым следаком в рамках уголовного дела №558 закончился благополучно для обоих. Хорошо отдохнувший за границей Турчинов, ссылаясь на Конституцию и амнезию, не смог точно вспомнить, приказывал ли он таможеннику Макаренко, который всю аномальную




© НОВОСТИ УКРАИНЫ, СОБЫТИЯ В МИРЕ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ГОСТЕВАЯ КНИГА