НОВОСТИ УКРАИНЫ
       СОБЫТИЯ В МИРЕ

Новости Украины, события в мире

Административная реформа: электрошокер для бюрократов

Административная реформа: электрошокер для бюрократов

Для Украины начинается жизнь в эпоху перемен. Не успели свыкнуться с налоговой реформой, как началась административная. В электронных СМИ появился проект соответствующего указа президента. Но тот это проект или не тот, аналитики до конца не уверены. К тому же нет полной ясности: идет ли речь о конечном варианте пертурбации или это только начало. Например, по одной из версий в перспективе Минэкономики сольют с Минфином, и якобы поэтому Василия Цушко назначают на Антимонопольный комитет.

Земля полнится слухами. Уже несколько месяцев в СМИ курсирует информация о том, что МинЖКХ могут объединить с Минрегионстроем, Минуглепром с Минтопэнерго, Минкульт с Министерством молодежи и спорта, а Минэкономики с Минфином (как во Франции).

Еще недавно писали о том, что существует несколько вариантов оптимизации системы госуправления. Согласно первому из них, в Украине должно остаться 84 органа государственной власти – из них 16 министерств; второй вариант предусматривал 85 органов, из которых 17 министерств; третий вариант – 88 органов, из которых 20 министерств.

Четвертый, наиболее радикальный и приближенный к европейской системе госуправления, вариант предусматривал функционирование 65 органов государственной власти, из которых всего 15 министерств. Также сообщалось, что реформа предусматривает четкое разграничение функций органов государственной власти, которые сегодня дублируются и пересекаются. Однако, согласно самому свежему из всех оглашенных сценариев оптимизации, из имеющихся сейчас двух десятков министерств планируется оставить только 12 (те ведомства, деятельность которых как-то соприкасается, объединят).

В появившемся на сайте «Комментарии» проекте указа президента о реорганизации министерств пока не сказано ничего. Главная новация этого документа – функции нормотворчества передаются министерствам, а «второй эшелон» органов центральной власти (госкомитеты, комиссии, службы, агентства и т.д.) остаются только с регуляторными и надзорными функциями. Например, Госфинуслуг теряет право готовить проекты решений по небанковскому финансовому рынку. Эта функция переходит в Минфин. И остается лишь в качестве надзирателя-лицензиатора-проверяющего. Аналогичная ситуация по другим ведомствам. При этом ГКЦБФР вроде бы как не трогают. То есть ее нормативные полномочия сохранены.

Почему происходит так, а не иначе? Почему ликвидируются одни структуры и не поддаются преобразованиям другие? Однозначного ответа нет. Люди, знающие специфику раскладов внутри власти, говорят о том, что окончательного варианта административной реформы пока нет. Есть несколько центров влияния на финишный документ. И каждый из них пытается пропихнуть свою концепцию.

Скажем, один из идеологов преобразования – председатель Главгосслужбы Тимофей Мотренко – продвигает идею восстановления института госсекретарей. Ну, чтобы министры приходили на работу, как на праздник, а всю текучку за них делали госсекретари.

Идея сугубо чиновничья. Я бы даже сказала – мечта аппаратчика. Ровно 11 лет назад, в декабре 1999 года, аналогичным путем пошел Леонид Кучма под влиянием своего тогдашнего любимца, главы Администрации Владимира Литвина. К слову, в 1999-ом тоже было несколько вариантов админреформы, и то, что выплыло в итоге, многих озадачило.

Тем не менее, некоторые элементы преобразований 1999 года живы до сих пор. И, возможно, будут жить дальше. Вообще, придающее большой оптимизм аналитикам заявление премьер-министра Николая Азарова, что в будущем году на сокращении аппарата удастся сэкономить 1 млрд. грн., на уровне опытных госслужащих воспринимается со скептицизмом.

Конечно, не исключено, что в этот раз чудо произойдет. И сокращение аппарата не закончится в результате его увеличением, согласно закону Паркинсона. Однако нужно знать и понимать кухню этого муравейника.

Во-первых, сам процесс ликвидации одной государственной структуры или преобразования ее в другую – крайне зарегулирован. И в результате на это дело уйдет не менее двух месяцев. Если без саботажа. А, зная наших милых бюрократов, можно предположить, что они растянут похороны своей работы на все полгода.

Во-вторых, госслужащий неплохо защищен от увольнения. Это не частная фирма с полулегальным договором, где сотруднику можно сказать «брысь!», и завтра уже и след его простынет. Каждый аппаратчик имеет ранг, льготы, права и т.п. Девушки немедленно окажутся беременными, юноши – повышающими квалификацию и т.д. В результате вытурить с большим трудом удастся только пенсионеров и небольшое количество не слишком изобретательных сотрудников.

Кое-кто, может, пойдет в бизнес, к своим коррупционным друзьям. Но честные люди отправятся на биржу труда, где им обязаны будут в течение нескольких месяцев платить среднюю зарплату. К тому же еще выходное пособие и другие утешительные «призы» для увольняющихся. Все это так же ляжет на госбюджет.

Но мы пока говорили о рядовых чиновниках. С высокопоставленными – совсем другая картина. Выкинуть из власти замминистра труднее, чем выиграть Олимпиаду. Наша власть очень персонифицирована. Это значит, что за каждым влиятельным чиновником стоят еще более влиятельные люди с большими коммерческими интересами и серьезными связями.

Массовая ротация означает броуновское движение в среде заинтересованных сил, чтобы пересадить своего «хорошего человека» с одного доходного места на другое. При этом мест, как всегда, не хватит, чтобы рассадить всех достойных. Поэтому возможны жесткие подковерные интриги.

Все это, безусловно, издержки процесса. Без которых, собственно, и процесса не будет. Возникает вопрос: так что, не начинать вообще? Нет, начинать нужно. Система госуправления в Украине неэффективна, и это общеизвестно. Хотя, по большому счету, неэффективна она и в Европе, где в надгосударственных структурах сидит огромное количество людей, занимающихся непонятно чем и получающих при этом гораздо более солидную оплату своего труда. Но это никак не влияет на то, что европейцы живут хорошо, а мы плохо.

Вообще, пора оставить иллюзию, что из аппарата можно сложить какой-то идеальный кубик Рубика, который приведет нас к светлому будущему. Нет, просто нужно, чтобы эта старая машина более-менее нормально ехала. С тормозами, как положено. Не жрала много «горючего». Не теряла управление. Пока, увы, с управлением вообще не складывается, с горючим так себе, а из всех необходимых функций работает только тормоз. Да, тормозить мы умеем!

Для того чтобы аппарат руководился своими непосредственными начальниками, а не людьми со стороны, считают наши источники во власти, не мешало бы почистить его от «оранжевых». Нехорошо говорить о людях, как о вещах, но жизнь – суровая штука. В настоящий момент «оранжевых» лишь подвигали с хлебных мест. На внешне неприбыльных направлениях они остались. И ТОРМОЗЯЯЯЯТ!

Второе необходимое новшество – это действительно реформы по направлениям и секторам. Их можно было бы проводить постепенно. Например, сначала выстроить вертикаль управления в финансовой сфере. Провести дискуссии, реорганизовать ведомства, рассадить людей. Потом – в управлении стратегическим имуществом. Например, портами. И т.п.

Реформировать все и сразу по принципу шоковой терапии – можно, но сложно. Есть опасность, что страна несколько месяцев будет себя чувствовать как вокзал во время землетрясения. И риск того, что преобразования просто захлебнутся в бюрократической суете, будет приблизительно равняться шансам на успех.

Галина Акимова

   

Суверенные конвульсии

Суверенные конвульсии Украина во главе со своей властью пытается всеми силами (подчас не сфокусированными на цель) сохранить как внутри страны, так и за рубежом представление о суверенном, а то и все более укрепляющемся и усиливающемся европейском государстве. Однако, то состояние, в котором находится украинское общество, все ее ветви власти и институты общественного мнения,



Новости Украины, события в мире

Ющенко & Байден: Ялтинский сговор против Кремля

11 августа с.г. президент России Дмитрий Медведев направил украинскому «коллеге» Виктору Ющенко открытое письмо. В послании, выдержанном в резких тонах, он обвинял Ющенко в антироссийской политике. После отставки Виктора Черномырдина Россия до сих пор не отправила в Киев своего нового посла. Все это ярко иллюстрирует небывалую напряженность в отношениях между некогда братскими странами. Почему же дело приобрело такой накал? Очень часто оказывается, что события, имеющие, казалось



Новости Украины, события в мире

Ивченко, Нафтогаз и контрабанда весеннего газа

У Алексея Ивченко и его соратников по 2006 году возникла маленькая неприятность. Налоговая милиция Украины возбудила уголовное дело по факту преднамеренного уклонения от уплаты налогов за март 2006 год должностными лицами НАК «Нафтогаз Украины». Как уточнили в ведомстве, речь идет о получении «Нафтогазом» 3,7 млрд куб газа от компании «РосУкрЭнерго», которые так и не прошли процедуру



Новости Украины, события в мире

Конституционная реформа: избрание президента в парламенте – попытка замкнуть круг власти?

Презентация идеи двухпалатного парламента, которую провел Виктор Ющенко в Верховной Раде во время своего традиционного обращения, крайне растрогала народных депутатов. Настолько, что они на следующий же день, с неслыханным единодушием, назначили президентские выборы на октябрь текущего года, на целых три месяца раньше срока.




© НОВОСТИ УКРАИНЫ, СОБЫТИЯ В МИРЕ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ГОСТЕВАЯ КНИГА