НОВОСТИ УКРАИНЫ
       СОБЫТИЯ В МИРЕ

Новости Украины, события в мире

Ющенко вернул в Раду закон о своем импичменте

Об этом сообщает пресс-служба главы государства.

В сообщение говорится:

«В соответствии с частью второй статьи 94 Конституции Украины Президент вернул со своими предложениями Закон «О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины», для повторного рассмотрения Верховной Радой Украины.

Представлять предложения Президента Украины во время рассмотрения Закона на пленарном заседании Верховной Рады Украины будет заместитель главы Секретариата Президента Украины - Представитель Президента Украины в Конституционном Суде Украины М.Ставнийчук».

Ниже – предложения В. Ющенко к указанному закону:



ПРЕДЛОЖЕНИЯ

к Закону Украины «О временных следственных комиссиях, специальной временой следственной комиссии и временные специальные комиссии Верховной Рады Украины»

 

Верховная Рада Украины 15 января 2009 года приняла Закон Украины «О временных следственных комиссиях, специальной временой следственной комиссии и временные специальные комиссии Верховной Рады Украины».

Этим Законом предусматривается образование, в частности, временных следственных комиссий Верховной Рады Украины для проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, специальной временной следственной комиссии для проведения расследования обстоятельств относительно совершения Президентом Украины государственной измены или иного преступления, которые наделяются чрезвычайно широкими полномочиями, в том числе предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом Украины для органов досудебного следствия.

Таким образом, Законом, который рассматривается, вопреки Конституции Украины предусматривается образование указанных комиссий не как парламентских органов, а в качестве независимых правоохранительных органов с практически неограниченными полномочиями, которые руководствуются в своей деятельности положениями Закона Украины «О прокуратуре» и Уголовно-процессуальным кодексом Украины и в то же время не подлежащих контролю, который предусмотрен этими законодательными актами для правоохранительных органов. Поскольку по Конституции Украины задачами временных следственных комиссий и специальной временной следственной комиссии является не привлечение к ответственности лиц, а подготовка и предварительное рассмотрение вопросов, проведения расследований по вопросам, представляющим общественный интерес, выводы и предложения временных следственных комиссий не являются решающими для следствия и суда (части вторая - четвертая статьи 89), то предоставление таким комиссиям полномочий правоохранительных органов не соответствует Основному Закону государства и, как следствие, может привести при злоупотреблениеми этими комиссиями своих полномочий нарушениями прав человека, вмешательством в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.

Основные замечания к Закону, поступивший на подпись, сводятся к следующему.

1. Частью четвертой статьи 1 Закона установлено, что организация и порядок деятельности временных следственных комиссий, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссий парламента определяются Конституцией Украины и другими законами Украины, Регламентом Верховной Рады Украины и принятыми в соответствии с ними постановлениями Верховной Рады Украины. В соответствии с частью первой статьи 24 Закона специальная временная следственная комиссия действует на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены, в частности, Регламентом Верховной Рады Украины и постановлениями Верховной Рады Украины.

Предусмотренный указанными положениями Закона способ регулирования организации и порядка деятельности временных следственных комиссий, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссий Верховной Рады Украины постановлениями Верховной Рады Украины не отвечает части пятой статьи 89 Конституции Украины, согласно которой организация и порядок деятельности временных специальных и временных следственных комиссий Верховной Рады Украины устанавливаются законом, части второй статьи 19 Конституции. Украины, которая обязывает органы государственной власти действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены, в частности, Конституцией Украины.

Следует также заметить, что из приведенных положений Закона, а также положений части пятой его статье 4, по которым предложения относительно количественного и персонального состава временной следственной комиссии Верховной Рады Украины подаются депутатскими фракциями в соответствии с требованиями законов Украины и Регламента Верховной Рады Украины, вытекает, что Регламент Верховной Рады Украины принимается в иной форме, чем закон Украины. Такой подход, предусмотренный законом, не соответствует пункту 21 части первой статьи 92 Конституции Украины, согласно которым организация и порядок деятельности Верховной Рады Украины определяются исключительно законом, ряде решений Конституционного Суда Украины (в частности, Решением от 3 декабря 1998 года № 17-рп/98 по делу о создании фракций в Верховной Раде Украины, от 1 апреля 2008 года № 4-рп/2008 по делу о Регламенте Верховной Рады Украины, от 17 сентября 2008 года № 16-рп/2008 по делу о коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины , постановления от 11 мая 2007 года № 22-В / 2 007), в которых выражено правовую позицию, что Регламент, который регламентирует организацию и деятельность Верховной Рады Украины, должен приниматься исключительно как закон Украины по установленной статьями 84, 93, 94 Конституции Украины процедуре его рассмотрения, принятия и вступления в силу.

В связи с этим предлагается в Законе:

часть четвертую статьи 1 изложить в следующей редакции:

«4. Организация и порядок деятельности следственных комиссий, специальной следственной комиссии и специальных комиссий определяются Конституцией Украины, Регламентом Верховной Рады Украины и другими законами Украины »;

в части пятой статьи 4 слова «законов Украины и Регламента Верховной Рады Украины» заменить словами «Регламента Верховной Рады Украины и других законов Украины»;

в части первой статьи 24 слова «и принятыми в соответствии с ними постановлениями Верховной Рады Украины по этому вопросу» исключить.

2. Согласно части первой статьи 1 Закона временная следственная комиссия Верховной Рады Украины создается для осуществления парламентского контроля путем проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес. В части второй статьи 4 Закона определено, что основаниями для образования такой комиссии могут быть сообщения о нарушении Конституции Украины, законов Украины органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными, служебными лицами, руководителями предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, представляющих общественный интерес. При этом приведенный перечень вопросов имеет общий характер, не является исчерпывающим и не корреспондируется с полномочиями Верховной Рады Украины, определенными Конституцией Украины. Не приведен в законе и четких критериев, по которым вопросы могут быть признаны такими, которые представляют общественный интерес, а следовательно, не установлено границ осуществления временными следственными комиссиями Верховной Рады Украины парламентского контроля, как того требует пункт 33 части первой статьи 85 Конституции Украины.

Учитывая нормы части второй статьи 85, а также части второй статьи 19 Конституции Украины, из которых следует, что Верховная Рада Украины осуществляет лишь те полномочия, которые отнесены к ее ведению, предлагается четко определить основания создания временных следственных комиссий Верховной Рады Украины, согласовав их с конституционными полномочиями парламента.

3. По части первой статьи 19 Закона должностные лица (кроме Президента Украины и судей Конституционного Суда Украины, судей судов общей юрисдикции), должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководители (или должностные лица, исполняющие их обязанности) предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан и отдельные и граждане обязаны явиться по приглашению временной следственной комиссии и дать правдивые показания или объяснения об известных им обстоятельствах по вопросам, которые являются предметом расследования, в порядке, установленном законом. При этом лица, приглашенные для дачи показаний в качестве свидетеля, а также эксперты, переводчики, предупреждаются в письменной форме (распиской) об уголовной ответственности за совершение ими определенных действий, указанных в части второй статьи 37 настоящего Закона. Частью четвертой статьи 19 Закона предусмотрено право следственной комиссии принимать решения о применении к должностного, судебной, другого лица, которое не появляется на заседание следователи ой комиссии без уважительных причин, привода, выполнение которого обеспечивается органами внутренних дел в установленном законом порядке.

В связи с этим следует отметить, что временная следственная комиссия Верховной Рады Украины является парламентским органом. Следовательно, ее полномочия являются производными от полномочий парламента. При таких обстоятельствах она не может быть наделена полномочиями по предупреждению об уголовной ответственности лиц, приглашенных для дачи показаний в качестве свидетелей, а также в качестве экспертов, переводчиков, за совершение соответствующих деяний (юридический факт), принимать решения о применении привода, присущими органам дознания, следствия и суда.

Следует также заметить, что ссылки в приведенной норме части первой статьи 19 Закона на часть вторая его статьи 37 является некорректной, поскольку с Уголовным кодексом Украины основанием уголовной ответственности является совершение лицом общественно опасного деяния, которое содержит состав преступления, предусмотренного настоящим Кодексом; законодательство Украины о уголовную ответственность составляет только Уголовный кодекс Украины, преступность деяния, а также его каранисть и другие уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом (статьи 2, 3 Кодекса).

Учитывая изложенное, второе предложение части первой, часть четвертую статьи 19 Закона предлагается исключить.

4. Частью третьей статьи 19 Закона лица, которые согласно закону имеют право не раскрывать определенную информацию, могут не сообщать временной следственной комиссии Верховной Рады Украины такую информацию.

Одновременно частями первой и второй статьи 18, упомянутой выше частью первой статьи 19, статьей 20 Закона предусматривается безоговорочное право временных следственных комиссий Верховной Рады Украины вытребовать и изъять носители информации, обязанность соответствующих должностных и служебных лиц давать правдивые показания или объяснения об известных им обстоятельствах по вопросам, которые являются предметом расследования, а следовательно, в том числе относительно информации, тайна которой гарантируется, которая не может розголошуватися или которую соответствующие лица вправе не сообщать в соответствии с законом. Так, например, Конституция Украины гарантирует тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции граждан, исключения из которого могут быть установлены только судом (статья 31). К такой информации относится, например, информация, которая составляет коммерческую, банковскую тайну, врачебную тайну и т.д. (Закон Украины «Об информации», Гражданский кодекс Украины, Закон Украины «О банках и банковской деятельные ство», Основы законодательства Украины об охране здоровья).

Кроме того, закрепление Законом, который рассматривается, за временными следственными комиссиями Верховной Рады Украины полномочий относительно истребования и изъятия определенных документов и материалов в соответствующих должностных и служебных лиц без каких-либо ограничений относительно режима хранения, порядка выдачи таких документов и материалов, что на сегодня определяется законами Украины, приведет к нарушению работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и осложнений при реализации их полномочий. Указанное относится и к положениям пункта 1 части третьей статьи 24 Закона.

Учитывая приведенное предлагается внести изменения в части первой, второй статьи 18, части первой статьи 19, статьи 20, пункта 1 части третьей статьи 24 Закона о приведении в соответствие их положений требованиям Конституции и законов Украины, которыми предусмотрены такие ограничения.

Такой подход будет соответствовать и правовой позиции Конституционного Суда Украины, изложенной в решении от 5 марта 2003 года № 5-рп/2003 по делу об обращении народных депутатов Украины в Национальный банк Украины.

5. Частью первой статьи 18 Закона временной следственной комиссии Верховной Рады Украины предоставлено право определять срок предоставления ему документов и информации по вопросам, в отношении которых проводится расследование, государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, руководителями (или должностными лицами, которые выполняют их обязанности) предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также объединениями граждан.

Таким образом, при применении названного положения Закона не исключена возможность искусственного создания условий для привлечения соответствующих лиц к ответственности, предусмотренной частью второй статьи 351 Уголовного кодекса Украины, за невыполнение требований временных следственных комиссий через установление неоправданно коротких сроков предоставления документов и информации по вопросам, по которых проводится расследование.

Поэтому Законом должен быть четко определены разумные сроки предоставления временным следственным комиссиям Верховной Рады Украины документов и информации по вопросам, по которым проводится расследование. Такой подход соответствовал бы статье 19 Конституции Украины, согласно которому правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Усматривается, что такие сроки должны кореспондуватися со сроками, предусмотренными Законом Украины «О статусе народного депутата Украины» для рассмотрения запросов и предоставление ответов на обращение народных депутатов Украины.

6. Согласно пункту 2 части второй статьи 24 Закона временная специальная следственная комиссия Верховной Рады Украины проводит расследования в случае выявления во время срока полномочий специальной временной следственной комиссии других обстоятельств относительно совершения Президентом Украины государственной измены или иного преступления без дополнительного принятия решения Верховной Радой Украины по этому вопросу и при наличии оснований готовит соответствующие предложения по проекту постановления Верховной Рады Украины о обвинение Президента Украины.

Предоставление таких полномочий временной специальной следственной комиссии противоречит содержанию положения статьи 111 Конституции Украины. Кроме того, реализация таких полномочий приведет к злоупотреблениям в работе указанной комиссии.

В связи с приведенным пункт 2 части второй статьи 24 Закона предлагается исключить.

7. Согласно пункту 5 части второй статьи 25 Закона на должности специального прокурора, специальных следственных не может быть рекомендована лицо, ранее судимый.

Это не согласуется с положением части первой статьи 88 Уголовного кодекса Украины, по которому лицо признается таковым, имеющий судимость, со дня вступления в законную силу обвинительного приговора и до погашения или снятия судимости.

В связи с этим предлагается пункт 5 части второй статьи 25 Закона изложить в следующей

редакции:

«5) имеет судимость, не погашенную и не снятую в установленном законом порядке».

8. Статьей 24 (пункты 2, 3 части третьей) Закона специальная временная следственная комиссия Верховной Рады Украины наделяется правом, в частности, требовать необходимые документы, материалы и другие сведения, касающиеся расследования, в случае необходимости назначать экспертизы.

Статьями 26, 27 Закона определены полномочия согласно специального прокурора и специального следователя. Этими нормами предусмотрено, что специальный прокурор пользуется полномочиями прокурора, которые установлены Законом Украины «О прокуратуре» и Уголовно-процессуальным кодексом Украины, а специальный следователь - полномочиями следователя, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Украины.

Частью третьей статьи 29 Закона установлены требования относительно заключения о обвинении Президента Украины, который составляется специальной временной следственной комиссией с учетом требований к обвинительного заключения, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Украины.

Такие положения не соответствуют статье 111 Конституции Украины и противоречит Решению Конституционного Суда Украины от 10 декабря 2003 года № 19-рп/2003 по делу о неприкосновенности и импичмента Президента Украины, в котором Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что «установленная Конституцией Украины процедура импичмента есть единственным способом привлечения Президента Украины к конституционной ответственности и по своей правовой природе не аналогичная обвинению лица в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Украины. Поэтому нет оснований считать досудебное следствие проведения расследования временной следственной комиссией, которая создается парламентом ».

Таким образом, специальная временная следственная комиссия Верховной Рады Украины не может быть наделена полномочиями, которые уголовно-процессуальным законодательством закреплены за органами досудебного следствия и судом, а полномочия специального прокурора и специального следователя, требования относительно заключения о обвинение Президента Украины, который составляется специальной временной следственной комиссией, должны быть исчерпывающе определены Законом, который рассматривается. При этом, учитывая указанное Решение Конституционного Суда Украины полномочия специального прокурора не могут быть воспроизведением полномочий, которые предусмотрены Законом Украины «О прокуратуре» и Уголовно-процессуальным кодексом Украины для прокурора, а полномочия специального следователя - полномочий, которые предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом Украины для следователя.

Кроме того, исходя из предоставленного Конституционным Судом Украины в вышеупомянутом Решении № 19-рп/2003 толкования статьи 111 Конституции Украины, на правоотношения, возникающие в связи с деятельностью специальной временной следственной комиссии Верховной Рады Украины, не может быть распространено и действие положений частей первой и второй статьи 37 Закона, который рассматривается.

Также положение части третьей статьи 29 Закона, согласно которому специальная временная следственная комиссия при наличии соответствующих оснований принимает вывод о обвинение Президента Украины не соответствует положению части пятой статьи 111 Конституции Украины, согласно которому принятие решения о обвинение Президента Украины отнесено к компетенции парламента, который принимает такое решение не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Исходя из содержания статьи 111 Конституции Украины, специальная временная следственная комиссия может лишь вносить предложения о выдвижении парламентом обвинения Президенту Украины. В заключении же должна содержаться информация относительно фактов и обстоятельств, которые были основанием для инициирования вопроса об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента, что и отражено в части второй статьи 29 Закона.

9. Согласно части первой статьи 31 Закона временная специальная комиссия образуется Верховной Радой Украины для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, а также для подготовки и доработки проектов законов и других актов Верховной Рады Украины на правах главного комитета, если предмет правового регулирования таких проектов не относится к предметам ведение комитетов, образованных Верховной Радой Украины, кроме случая создании временной специальной комиссии для продолжения работы над законопроектом о внесении изменений в Конституцию Украины.

Таким образом, предлагаемая редакция части первой статьи 31 Закона исключает возможность образования Верховной Радой Украины временной специальной комиссии для подготовки и предварительного рассмотрения других вопросов, отнесенных к полномочиям парламента, чем те, которые предусмотрены вышеназванных положениям закона, что не согласуется с частью второй статьи 89 Конституции Украины, по которому Верховная Рада Украины в пределах своих полномочий может создавать временные специальные комиссии для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов.

Учитывая это названные положения Закона должны быть соответственно скорректированы.

10. Следует также отметить необходимость законодательного определения требований к постановлению Верховной Рады Украины о создании временной специальной комиссии. Распространение на названную постановление требований, которые законом предусмотрены для постановления о создании временной следственной комиссии (часть третья статьи 4, часть четвертая статьи 31), представляется неприемлемым, поскольку Конституцией Украины, в частности ее статье 89, определены разные цели для создания Верховной Радой Украины временных специальных и временных следственных комиссий.

В связи с этим предлагается в статье 3 1 конкретизировать требования к постановлению Верховной Рады Украины о создании временной специальной комиссии.

Учитывая изложенное, принятый Верховной Радой Украины 15 января 2009 года Закон Украины «О временных следственных комиссиях, специальную временную следственную комиссию и временные специальные комиссии Верховной Рады Украины» возвращается для повторного рассмотрения парламентом с учетом этих предложений.

Президент Украины В. ЮЩЕНКО

комментировать новость

 

 

   

Новости Украины, события в мире

Ющенко пожелал здоровья Его Высокопревосходительству Обаме

Приводим полностью текст поздравления Ющенко новоизбранному президенту США, распространенный пресс-службой украинского Президента: «Ваше Высокопревосходительство,



Сайт «Глобальная Авантюра» стала заложницей борьбы между хостером и датацентром

Сайт «Глобальная Авантюра» стала заложницей борьбы между хостером и датацентром Сегодня вечером (около 10 часов) планируется отключение клиентов хостинговой компании McHost, где хостятся многие известные проекты. В частности, был выключен сайт Глобальная Авантюра.



Баленко, Введенский, Лабенский: корпоративный беспредел или сколько стоит свобода?

Баленко, Введенский, Лабенский: корпоративный беспредел или сколько стоит свобода? Все возвращается на круги своя. Милицейский произвол, о котором мы стали забывать, и который, как казалось, остался на заре становления Украины как государства независимого, вновь расцвел пышным цветом. Эта история начиналась как тривиальный корпоративный конфликт и, поначалу, к



Наталья Королевская: пункт «101 км»

Наталья Королевская: пункт «101 км» У каждой политической партии есть свой проект «Развития Украины» в целом, и каждого региона, в частности. Только узкий круг людей умеет читать между строк, если политики предоставили очередной план развития, то за общими фразами стоит искать личную выгоду самих политиков. Как правило, те программки, которые раздают на улице электорату, не




© НОВОСТИ УКРАИНЫ, СОБЫТИЯ В МИРЕ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ГОСТЕВАЯ КНИГА