НОВОСТИ УКРАИНЫ
       СОБЫТИЯ В МИРЕ

Новости Украины, события в мире

ЧП на российской подлодке

Тревожные вести поступили в самом начале нового дня с Тихоокеанского флота. Как сообщил "Интерфаксу" помощник главнокомандующего ВМФ РФ Игорь Дыгало, при проведении ходовых испытаний на одной из атомных подводных лодок флота произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения, в результате чего погибли 20 человек - военнослужащих и судостроительных рабочих.

По информации Дыгало, во время ЧП на подводной лодке находились 208 человек, включая 81 военнослужащего. Само судно никаких повреждений не получило - реакторный отсек работает в штатном режиме, радиационный фон на лодке находится в пределах нормы. Однако, по указанию главнокомандующего ВМФ, испытания были остановлены.

По последним данным подводная лодка прибыла во временный пункт базирования в Приморье, сообщил Дыгало.
"В 10:30 мск атомная подводная лодка в сопровождении прибыла во временный пункт базирования в Приморье и ошвартовалась у причала. Лодка из района ходовых испытаний в Японском море осуществляла движение самостоятельно в сопровождении спасательного судна "Саяны". Главная энергетическая установка работает нормально. Радиационный фон в норме", - отметил он.

По словам помощника главнокомандующего ВМФ, на "Адмирал Трибуц" с подводной лодки был эвакуирован 21 пострадавший - все они получили ранения разной степени тяжести.

Тем временем, в пресс-службе президента РФ Дмитрия Медведева сообщили, что министр обороны РФ Анатолий Сердюков сразу же после получения известия о ЧП доложил о нем главе государства. В свою очередь, Медведев поручил Сердюкову в постоянном режиме информировать его о ситуации на подводной лодке, а также провести всестороннее и тщательное расследование происшествия и оказать всю возможную помощь и поддержку семьям погибших. "Сердюков приказал генерал-полковнику Александру Колмакову и главнокомандующему ВМФ адмиралу Владимиру Высоцкому вылететь на временный пункт базирования подлодки", - говорится в сообщении пресс-службы.

Кроме того, президент РФ поручил генеральному прокурору Юрию Чайке провести полное расследование чрезвычайного происшествия. В пресс-службе президента также отметили, что во временный пункт базирования подводной лодки вылетает прокурор флота.

По мнению военных экспертов, непосредственно связанных с судостроением, весьма вероятно, что несанкционированное срабатывание аварийной системы пожаротушения на подводной лодке могло произойти в результате нарушения режима работы сдаточным заводским экипажем. Эксперт отметил, что, судя по имеющейся информации, система сработала в одном или максимум двух отсеках лодки, после чего эти отсеки и примыкающие к ним были провентилированы. Таким образом, лодка не потеряла управление и была предотвращена угроза повреждения реакторного отсека.

Между тем пострадавшие во время аварии на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота доставлены во Владивосток, сообщает телеканал "Вести 24". Как заявил Игорь Дыгало, пострадавшие во время ЧП на подводной лодке доставлены на берег.

Он рассказал журналистам, что медики осмотрели пострадавших в результате инцидента на атомной подлодке, угрозы их жизни нет.

"Пострадавшие (21 человек) в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения на атомной подводной лодке в период заводских ходовых испытаний, осмотрены ведущими специалистами медицинской службы Тихоокеанского флота", - отметил Дыгало.

По его словам, "в результате осмотра установлено, что 20 человек имеют отравление легкой степени, один человек - отравление средней степени". "Угрозы для их жизни нет. Прогноз благоприятный", - сообщил помощник главкома ВМФ России.

Он отметил, что подводная лодка еще не принята в состав ВМФ. "Она должна была быть принята в состав ВМФ в конце года", - сказал Дыгало.

По факту происшествия на подводной лодке Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ возбудил уголовное дело. Как сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, военно-следственным управлением СКП РФ на ТОФ возбуждено и расследуется уголовное дело по статье "Нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля повлекшее по неосторожности смерь более двух лиц". "Создана следственная бригада, ведется расследование", - сказал Маркин.

По предварительным данным, причиной смерти людей на российской атомной подводной лодке в Японском море стал газ фреон, который появился в результате срабатывания системы пожаротушения.

Как сообщил "Интерфаксу" в воскресенье Маркин, "таковы первые результаты судебно-медицинских экспертиз, проведенных по факту происшествия в Японском море".

Он также сообщил, что в расследовании уголовного дела, возбужденного Военно-следственным управлением СКП РФ по ТОФ, назначены судебно-медицинские, судебно-технические и организационные экспертизы.

"По результатам этих экспертиз, проведение которых займет достаточно длительное время, можно будет делать окончательные выводы о причинах происшествия на атомной субмарине", - отметил собеседник агентства.

Он привел уточненные данные о погибших и пострадавших в результате аварии: погибли трое военнослужащих и 17 гражданских лиц, в том числе и члены сдаточной команды завода-изготовителя. Еще 21 человек госпитализирован с различными повреждениями.

На первых испытаниях подлодка «Нерпа» протекала по швам

Испытания новой атомной субмарины шли в Тихом океане полным ходом, как вдруг неожиданно сработала система пожаротушения, хотя пламени не было.

Погибли 20 человек. Из них 3 военнослужащих: капитан 2 ранга Головных - заместитель командира по воспитательной части, капитан 3 ранга Подборнов - начальник химической службы, мичман Прудников - старший кок инструктор. 17 рабочих судостроительного завода погибли. Ранения получили 22 человека. Сейчас все пострадавшие доставлены во Владивосток. Атомная установка не пострадала, лодка своим ходом дошла до «временного пункта базирования» Большой Камень в Приморье в сопровождении противолодочного корабля "Адмирал Трибуц".

Речь идет о субмарине"Нерпа"

Атомную многоцелевую подводную лодку проекта 971И («Щука-Б» по российской классификации и Akula II по классификации НАТО) заложили на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) еще в 1991 году. К 1996-му ее почти достроили. Присвоили порядковый номер и дали название – «Нерпа». Но тогда на дальневосточных предприятиях оборонной промышленности началась конверсия. И проект заморозили.

Лодка стояла и ржавела в заводском ангаре восемь лет. Но в 2004 году Роспром и руководство завода договорились достроить «Нерпу». Планировалось передать подводный атомоход в аренду вооруженным силам Индии. Соглашение об этом страны подписали тогда же, в 2004-м. По его условиям «Нерпу» должны были достроить еще в 2007 году.

Но к тому времени подлодку едва отправили для проведения испытаний в поселок Большой Камень Приморского края на завод «Восток» - филиал Амурского судостроительного завода (АСЗ). Там расположена сдаточная база АСЗ, с которой в конце октября судно отправилось в открытое море для проведения ходовых испытаний. После этого ее планировалось сдавать госкомиссии Минобороны РФ.

Мобильные телефоны руководителей АСЗ пока недоступны

- Мы знаем лишь то же, что и вы, - сказали в диспетчерской службе АСЗ. - Сейчас руководство уже прибыло на территорию завода. Часть руководителей отправилась в Приморье.

По словам заместителя гендиректора АСЗ по кадрам и социальным вопросам Анатолия Шлягова, данные о том, что среди погибших есть жители Комсомольска-на-Амуре, пока не подтверждены. Хотя известно, что во время ходовых испытаний сотрудники завода на борту подлодки находились. Всего на борту было 208 человек, лишь 74 из них - военные.

После аварии к месту ЧП из Владивостока отправился большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц» и судно-спасатель «Саяны». Пострадавших сняли со всплывшей подлодки на БПК и доставили в военные госпитали в Большом Камне и во Владивостоке.

Официальная информация чрезвычайно скудна, как принято у нас во время каких-либо ЧП в военной сфере.

«Комсомолка» дозвонилась до помощника командующего ВМФ Игоря Дыгало. Его комментарии одинаковы для всех СМИ:

- Подводная лодка, на которой в субботу произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения, не принята в состав ВМФ, и находилась на этапе заводских ходовых испытаний, которые проводит сдаточная команда завода. Лодка повреждений не имеет, отсеки были провентилированы, реакторный отсек и главная рабочая установка работают в штатном режиме. Радиационный фон на подводной лодке в норме

Большой Камень находится в стороне от автотрассы. Поэтому военным не составило труда выставить оцепление вокруг города. Без местной прописки не пускают. Жители небольшого населенного пункта вне себя от беспокойства собрались на центральной площади Большого Камня.

Поддержать народ приехал первый вице-губернатор Приморского края Александр Костенко. Он выступил прямо на улице перед зданием местной администрации:
- Создана рабочая комиссия. Всем пострадавшим и семьям погибших будет оказана материальная помощь,- пообещал он.


Как погибли люди




Это и есть система пожаротушения

 

Обычно на подлодках, помимо воздушно-пенной противопожарной системы устанавливается так называемая объемная химическая система. Как только датчики фиксируют возгорание, система сбрасывает газ (как правило, хладон) – он уничтожает кислород и пламя гаснет.

Хладон ядовит. На этот случай у матросов есть индивидуальный дыхательный аппарат с запасом кислорода на 10-15 минут. Не успел воспользоваться аппаратом - значит, погиб...

Хладон 22 (Фреон 22) – относится к веществам 4-го класса опасности. Обладают наркотическим действием, вызывает слабость, переходящую в возбуждение, спутанность сознания, сонливость, при больших концентрациях - удушье. Вещества используются в системах газового пожаротушения. Это обусловлено свойством фреона - вытеснять необходимый для горения кислород из помещения.

На подлодке, которую испытывали в Тихом океане, была именно такая система пожаротушения. И 20 погибших отравились ядовитым хладоном, по каким-то причинам на сумев воспользоваться дыхательными аппаратами. Известно, что аппараты на борту были - более 200 штук.

Почему сработала противопожарная система?

- На новых подлодках система срабатывает автоматически, - рассказал нам Геннадий Яковлев, инженер-судоремонтник. – Я думаю, что версии две: в отсеке могла подняться температура с 24 до 28 градусов. А тепловой датчик сработал, будто потеплело до 50-60 градусов – элементарная ошибка в программировании. В результате сработала автоматика. А может, кто-то закурил. А новые системы в первую очередь и мгновенно реагируют на дым. Дальше закрылись отсеки, фреон «съел» кислород, и люди задохнулись. Они просто не успели надеть маски, ведь не было никаких оповещающих сигналов – просто пошел газ.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Председатель Санкт-Петербургского клуба подводников, капитан 1-го
ранга запаса Игорь КУРГИН:

- Системы пожаротушения на наших подводных лодках появились в 60-е годы прошлого столетия, потому, что на подводных кораблях участились большие объемные пожары. Ведь на смену дизельным субмаринам пришли атомные. Насыщенные энергетикой и всевозможными энергопотребляющими системами, агрегатами и механизмами. Так на подводных лодках появилась система ЛОХ - лодочная объемная химическая. В качестве реагента, связывающего молекулы кислорода использовали Фрион-112.

Поначалу считалось, что он абсолютно безвреден для человека. Но первые же испытания показали, что он крайне опасен и ядовит. До недавнего времени ЛОХ можно было привести в действие только вручную. Из отсека, в котором возник пожар, из соседнего отсека либо с центрального поста. Разумеется, всегда перед включением системы экипаж получал команду использовать индивидуальные средства защиты (противогазы, ПДУ - переносные дыхательные устройства и тому подобные).

Теперь система пожаротушения автоматизирована. То есть - срабатывает самостоятельно, когда датчики фиксируют повышение температуры или уровня задымленности. При этом, срабатывают ревуны, мигает свет, чтобы люди воспользовались средствами защиты. Увы, но были случаи несанкционированного срабатывания системы.

Поэтому некоторые командиры подводных лодок мне рассказывали, что специально «загрубили» (грубо говоря - вывели из строя) автоматику, оставив лишь ручное управление ЛОХ. Но в этот раз корабль находился на государственных испытаниях. Тут отключить систему невозможно. Кстати, такие испытания для подводников всегда огромная головная боль: на лодке оказывается очень много «лишнего» народа. Если в боевой поход допустимо брать не более 10 процентов «лишних», то тут их много больше.

Судя по тому, что много погибших оказалось в 1-м и 2-м отсеках, можно предположить, что в момент происшествия шла проверка именно системы пожаротушения. И среди погибших оказался начхим и все его подчиненные... Конечно, это не более чем предположение. Ответ даст только официальное следствие. Что, прежде всего, защищает система ЛОХ - корабль или экипаж? Это глупый вопрос. Потому, что система призвана защитить и то и другое.
Иначе невозможно.

Записал Павел ДЕНИСОВ ("КП"-Санкт-Петербург").



Списки погибших и пострадавших на АПЛ «Нерпа»

ФИО Воинское звание Местонахождение

Аньшаков Сергей Анатольевич гражданский Фокино

Бакулин Сергей Александрович гражданский К-152

Боландин Николай Николаевич гражданский Фокино

Большаков Антон Павлович гражданский Фокино

Вахрушев Александр Леонидович ст.мичман Фокино

Гаврик Анатолдий Гаврилович гражданский Фокино

Головных Евгений Борисович капитан 2-го ранга Фокино

Дерин Александр Леонидович гражданский Фокино

Дружинин Виктор Дмитриевич гражданский Фокино

Егоров Илья Петрович гражданский К-152

Качусов Анатолий Федорович гражданский Госпиталь Владивостока

Козлов Владимир Нестерович гражданский Фокино

Костюченко Станислав Владимирович гражданский Фокино

Красиков Евгений Михайлович гражданский неизвестно

Лысенко Алексей Иванович гражданский Госпиталь Владивостока

Михайлов Александр Юрьевич гражданиский Фокино

Не опознан гражданский Госпиталь Владивостока

Не опознан гражданский Спасательное судно «Саяны»

Нежура Александр Владимирович гражданский К-152

Нежура Владимир Андреевич гражданский Фокино

Нефедьев Маским Сергеевич гражданский Фокино

Овсянников Евгений Валерьевич мичман Фокино

Пищулин Владимир Валерьевич гражданский Фокино

Подборнов Александр Николаевич капитан 3-го ранга К-152

Прудников Александр Евгеньевич мичман Фокино

Пустовой Д.А. гражданский Фокино

Рифк Виктор Эльмаевич гражданский Фокино

Саяпин Владимир Григорьевич гражданский неизвестно

Сотников Юрий Георгиевич гражданский Фокино

Стольников Сергей Ионович гражданский Фокино

Сулимов Владимир Сергеевич гражданский К-152

Суренков Дмитрий Николаевич гражданский К-152

Тарасов Владимир Дмитриевич гражданский К-152

Тюгаев Антон Геннадьевич гражданский Фокино

Фишич Виктор Иванович гражданский Госпиталь Владивостока

Фролов Александр Алексеевич гражданский Фокино

Цуркан Денис Павлович гражданский Фокино

Шанаев Александр Леонидович гражданский Фокино

Шемеров Владимир Николаевич гражданский Фокино

Шугаенко Александр Георгиевич гражданский К-152

Щепин Владимир Николаевич гражданский Фокино

 

комментировать новость

 

   

   

Новости Украины, события в мире

Луценко Геннадий Владимирович, Блиндер Марк Павлович: НЕСТ-Покровский посад

Кто стоит за строительно-финансовой аферой, известной киевлянам по собирательному названию «НЕСТ-Покровский посад»? Как удалось установить «УК», одним из учредителей печально известного «НЕСТ-Покровского…» является ранее судимый и освобожденный из мест заключения гражданин Блиндер Марк Павлович. На корпоративные права которого в одном из «НЕСТов» (ибо их зарегистрировано несколько!) уже наложен арест исполнительной службой Днепропетровской области по



Новости Украины, события в мире

УКРАИНА: ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА ДНЯ 11 сентября 2008 года

скачать в формате Word   Четверг стал относительно



Дмитрий Выдрин: чудаки

Дмитрий Выдрин: чудаки "Чудачество" как главная стратегия правительства Честно говоря, для этой заметки у меня было другое, еще более энергичное название - "Мудаки!".



Новости Украины, события в мире

Внешняя политика Украины-2008: "одна свадьба и четверо похорон"

2008 в плане внешней политики для страны был исполнен многих надежд. Сейчас, в конце года, вынуждены констатировать: большинство из них так и остались надеждами, без четкой перспективы их воплощения в жизнь. Украина не получила ПДЧ в Бухаресте и Брюсселе, не продвинулась в плане




© НОВОСТИ УКРАИНЫ, СОБЫТИЯ В МИРЕ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ГОСТЕВАЯ КНИГА