НОВОСТИ УКРАИНЫ
       СОБЫТИЯ В МИРЕ

Новости Украины, события в мире

Портные демократии
 


Слушая речи депутатов, все больше укрепляешься в мысли, что большинство народных избранников напрочь отказываются признавать за избирателями способность к критическому мышлению. Но среди этого большинства находятся еще и такие уникумы, которые, думая, что пипл схавает буквально все, начинают гнать не по-детски. В таких случаях даже не знаешь, чему больше удивляться: масштабам этого гонива или же хладнокровию, с которым оно произносится?


«Африкан Свиридович: Ну от смотрітє, от ви говоріте, шо Валька некрасіва, а лєбєдь красівий?

Саломон Самсонович: Красівий.

Африкан Свиридович: А от давайте, шоб у вас була така шия, як у лєбєдя, отакі лапи красні і пір'я кругом, тоже красіво, а? … Так і остальноє: лєбєдь красівий, як лєбєдь, а обізяна, как обізяна…»

(Лесь Подервьянский)

После синхронных голосований 2 сентября Блок Юлии Тимошенко и Партия Регионов принялись судорожно строгать законопроекты, касающиеся как распределения власти, так и процесса ее формирования и организации. Ребята настолько погрузились в законодательную роботу, что, как это часто бывает, когда занимаешься любимым делом, увлеклись. Увлеклись в том смысле, что регистрировать законопроекты у ПРиБЮТ получалось намного лучше и быстрее, чем объяснять их суть общественности. Но, судя по всему, союзники сделали оргвыводы по этому поводу и решили настигнуть упущенное.

Наибольшее количество вопросов и недоразумений возникло вокруг предложенных БЮТ и ПР изменений к Проекту Закона «О выборах народных депутатов Украины». Дело в том, что бютовцу Андрею Портнову и регионалу Александру Лавриновичу приспичило «усовершенствовать» и без того уже «совершенную» украинскую избирательную систему. Но одно дело «усовершенствовать», а совсем другое – эти «усовершенствования» обосновать.

За эту непростую задачу взялся один из авторов законопроекта. В прошлый четверг в эфире «5 канала» глубиной познаний в избирательном праве и особенностями его применения в Европе блеснул перед согражданами Андрей Портнов. И как блеснул!

Прямая речь нардепа: «Коли ми цей законопроект запропонували, ми вивчили ретельно досвід Національних Зборів Франції і парламенту Італії. До речі, і Сейму Литви. Яким чином це відбувається у Франції? У Франції два тури парламентських виборів: в першому турі, якщо немає абсолютного переможця, до другого туру виходять тільки ті сили, які набрали не менш, ніж 12,5% Тобто, всі, хто у нас говорять, що не потрібно підвищувати 3% бар’єр, а ми, до речі, і не збільшуємо, то у Франції це взагалі 12,5%, фактично. І далі в два тури формується коаліція (sic! – авт.). Щодо Італії, то там 630 мандатів в парламенті, і треба, щоб одна з політичних сил набрала 340 – трохи більше, ніж проста більшість. Так от, якщо політична сила менше цієї кількості голосів набирає, то інші мандати їй автоматично надаються. Для чого це робиться? Для того, щоб сформувалась ефективна більшість, для того, щоб припинились коаліційні дрязги».

Несколько раз прослушав сказанное Портновым, автор долго недоумевал, как можно было, «тщательно изучив» опыт вышеперечисленных стран, впоследствии нести такую ахинею?! Здесь или Портнов с Лавриновичем «сачконули» при изучении, либо же действительно попотели на славу, но не с тем, чтобы потом использовать европейский опыт у нас, а для того, чтобы по возможности грамотно выстроить систему псевдоаргументов в защиту своего законопроекта.

Во Франции, действительно, депутаты избираются путем двухтурового голосования. Но - депутаты, а не политические силы, в чем нас пытается убедить Андрей Портнов. Во Франции выборы проходят по мажоритарной избирательной системе в 577 одномандатных избирательных округах. Участие во втором туре могут принимать все кандидаты, набравшие в округе по результатам первого тура не меньше 12,5% голосов избирателей. Повторимся – кандидаты, а не политические силы. Чувствуете разницу? То, что бютовец сопоставляет наших 3% с французскими 12,5%, является откровенной манипуляцией понятиями сродни той, если бы кто-то стал доказывать, что, например, 3 метра яблок намного лучше, чем 12,5 литров колбасы. Сопоставлять величины украинского и французского избирательных барьеров настолько же бессмысленно, насколько беcсмысленно сопоставлять величины длинны и веса, поскольку и у тех, и у других совсем иная природа.

Что хотел сказать народный депутат словами «І далі в два тури формується коаліція», нам, к сожалению, так и не удалось расшифровать – уж больно замысловатая и глубокая мысль. Все это вдвойне странно, так как в Верховной Раде прошлого, 5-го, созыва Андрей Портнов был членом группы по межпарламентским связям с Французской Республикой. Мог бы по старой памяти запросить у кого-то из депутатов Национального Собрания, как они туда попадают.

Хотелось верить, что Италию Портнов с Лавриновичем проштудировали тщательней, чем Францию, но, увы, не обошлось без проколов и здесь. На Апеннинах с 2005 года используется бонусная избирательная система, которая обеспечивает партии или блоку, набравшему относительное большинство голосов избирателей, минимальное количество депутатских мандатов, равное, правда, не 340 из 630, как утверждает Портнов, а 340 из 618. Оставшиеся 12 мандатов «разыгрываются» в 4 заграничных избирательных регионах и партия победитель также может рассчитывать на некоторое их количество, если, конечно, за нее там проголосуют избиратели.

С Литвой вообще какой-то конфуз получился. В этой прибалтийской стране выборы проходят по смешанной избирательной системе: 70 депутатов литовского Сейма избираются при помощи пропорциональной избирательной системы, 71 – в одномандатных избирательных округах на основе мажоритарной избирательной системы в два тура. Второй тур выборов проводится в том случае, если избирательная явка в округе не дотянула до 40%, или же ни одному из кандидатов не удалось набрать больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В отличие от Франции, в Литве для мажоритарщиков не предусмотрен избирательный барьер, а во второй тур выходят два кандидата, набравшие по результатам первого тура наибольшее количество голосов. Трудно даже не то что сказать, но даже и придумать, каким боком Литва с ее избирательной системой касается законопроекта Портнова-Лавриновича.

В результате имеем следующую ситуацию: из мажоритарной избирательной системы с двухтуровым голосованием во Франции бютовец и регионал берут двухтуровое голосование, а из пропорциональной бонусной избирательной системы Италии – бонусную составляющую. Все это дело аккуратно скрещивается и преподносится гражданам в качестве европейского опыта. Здесь к месту вспомнить Жванецкого: «Никогда не пробовали слабительное одновременно со снотворным? Интересный эффект получается!». С той лишь разницей, что эффект от слабительного со снотворным – предсказуем, а подобные же эксперименты с избирательными процедурами – нет. В данном случае это так уже хотя бы потому, что ни в одной стране мира не применяется подобная комбинация элементов избирательной системы.

На первый взгляд может показаться, что, действительно, почему бы не взять лучшее из европейской практики, свалить в кучу и попробовать, что из этого получится? Но главная проблема такого заимствования состоит в том, что избирательная система любой страны – Франции ли, Италии ли, Литвы ли etc., – со всеми своими плюсами и минусами, работает как цельный, единый механизм. Это к вопросу о том, «что лєбєдь красівий как лєбєдь, а обізяна, как обізяна». Вырывать же составляющие из разных контекстов и лепить их вместе можно либо от небольшого ума, либо от большой хитрости. Вряд ли авторам законопроекта можно отказать в уме и сообразительности. А если так, то налицо «метод двоечника»: подсмотреть в конце учебника ответ к задаче, а потом тупо подогнать решение под этот ответ. Именно это и сделали Портнов с Лавриновичем: подсмотрели у Европы готовые решения, и сложили их в угодный своим политическим силам узор. А потом, подобно двоечнику, который надувает щеки и бахвалится своими познаниями, вещают с телеэкранов о «тщательном изучении». Прав был классик: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Под конец Андрей Портнов все же успокоил: «Цей закон буде тільки в тому випадку розглядатися Верховною Радою, до речі, і фракціями, які представлені в парламенті, коли ми запропонуємо і масштабний закон про парламентську опозицію. Тільки вкупі ці два закони можуть дати ефективну модель виборів».

Правда, с другой стороны, даже страшно подумать, что за «костюм» собираются скроить Портнов сотоварищи для оппозиции. Не деревянный макинтош ли?

Назар БОЙКО

комментировать новость

 

   

   

Новости Украины, события в мире

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТИНА ДНЯ 20 июня 2008 года

«Веселая» пятница парламента Нет, на самом деле, «весело» мы живем. На дворе лето, где-то в Украине народ под солнцем греется, а где-то от дождя прячется, но ведь, на самом деле, вторая декада июня позади, а чувства такие, что политический сезон в разгаре и не просто выборы, а день голосования вот-вот наступит.



Новости Украины, события в мире

Партия Регионов: когнитивный диссонанс

Вот что всегда отличает «регионалов» от других, так это жесткая и непреклонная последовательность. Если принято решение блокировать работу парламента, то можно даже не сомневаться: ни одна сволочь не прорвется к микрофону. Сказано, что два дня ничего не будет, – значит, ничего не будет. Факт. И если на пути оппозиции внезапно появился бы гарант нации с криком: «Все, не надо, срочно ухожу в отставку!», то и это не поколебало бы суровый мозг «регионалов».



Украина: тайна съеденных кобзарей

Украина: тайна съеденных кобзарей Как известно, неизменной частью украинской национальной политики являются пляски на гробах. Даже на совершенно пустых, наспех сколоченных к очередной высосанной из пальца годовщине и наполненных лишь вздорными, не выдерживающих никакой критики мифами. Люди, которые взвалили на себя титанический труд написать новую,



Новости Украины, события в мире

Содержать Ющенко дороже, нежели содержать Медведева. А ведь есть еще и «Мыстецький Арсенал»…

Расходы на содержание главы государства в 2009 году увеличатся на треть. Согласно проекту госбюджета, на президента и структуры, которые его обслуживают, будет выделено 1,6 миллиарда. С таким финансированием Ющенко может обогнать своего российского коллегу. На функционирование президента России в бюджете на этот год предусмотрено 1,4 миллиарда гривень (в рублевом эквиваленте).




© НОВОСТИ УКРАИНЫ, СОБЫТИЯ В МИРЕ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ГОСТЕВАЯ КНИГА