Иранский козырь России
Теперь нет никаких сомнений в том, что грузинская агрессия против Южной Осетии
должна была дать старт кардинальным процессам по изменению европейской и мировой
архитектуры правопорядка в интересах Североатлантического альянса. Как
подчеркнул министр иностранных дел России Сергей Лавров, давно не секрет, что
нынешняя Грузия с её проамериканским правящим режимом – это специальный проект
США, Великобритании и их союзников, прежде всего Израиля, и он явно не удался.
Заодно в НАТО хотели бы протестировать Россию, в том числе военным путем, на что
она способна и как может отреагировать на провокации у ее границ и против ее
граждан. Казалось бы, чего проще – сделать из послушного и экспансивного
националиста М. Саакашвили козла отпущения, предварительно вооружив его до зубов
и натравив его на Южную Осетию и Абхазию под лозунгом сохранения
«территориальной целостности Грузии», одновременно приглашая Грузию в НАТО и
обещая всевозможную помощь и поддержку в случае «непредвиденного поведения
России». Да, к сожалению для НАТО и грузинского президента ответ Москвы
получился очень быстрым и эффективным, сорвавшим план по уничтожению непокорных
осетинского и абхазского народов.
Чего хотят американцы и их союзники
Прежде всего, Вашингтон спешил расчистить дорогу для приема Грузии в НАТО до
конца текущего года, т.к. в декабре на очередной сессии Североатлантического
блока запланировано вхождение Грузии и Украины в состав этой организации. А
согласно существующим положениям НАТО новых членов, которые имеют багаж
территориальных проблем, как правило, в эту структуру не принимают, т.к. это
грозит альянсу быть непредвиденно втянутым в тот или иной зональный конфликт.
Поэтому для того, чтобы снять территориальные проблемы Грузии, Запад во главе с
США, Израиль и даже Украина решили помочь Саакашвили захватить Южную Осетию и
Абхазию так, как это он проделал в мае 2004 года с Аджарией. Россия в то время
твердо стояла на позиции «невмешательства», не устояв перед соблазнительными
обещаниями США о принятии РФ в ВТО и прочими. В результате Москва не вмешалась в
тот конфликт, хотя тогдашнее аджарское руководство во главе с Г. Абашидзе
многократно просило руководство России о помощи, и, как следствие, режим
Саакашвили поглотил эту самостоятельную республику.
Приняв в состав НАТО Грузию и Украину, руководство Североатлантического блока
тут же привело бы в соответствие с натовскими стандартами всю военно-техническую
и общественно-политическую инфраструктуру этих стран. Приняв в состав НАТО
Грузию и Украину, буквально на следующий день, американцы под прикрытием этой
организации блиц-криком разместили свои войска в Цхинвали, Сухуми и в
Севастополе и ускоренными темпами взялись бы за строительство сверхмощных
военных баз на территории этих стран, прямо на границе с Россией. Это означало
бы, что Россия с двух важнейших направлений была бы окружена враждебными
странами, вооруженными до зубов и нашпигованными натовскими военными базами.
Более того, серьезные проблемы возникли бы с дальнейшим пребыванием российского
Черноморского флота в Севастополе, а также под контроль США перешли бы все
нюансы транзита российских энергоресурсов через территорию Украины на мировые
рынки.
Как только Грузия и Украина оказались бы в НАТО, в качестве следующего кандидата
в НАТО стал бы рассматриваться и приглашаться Азербайджан, что уже делается по
многим каналам со времен распада СССР. Алгоритм по вовлечению этой страны в
НАТО, как считают на Западе, достаточно хорошо отработан на примере Грузии,
Украины и той же Польши. Может так сложиться, но у Баку просто не останется
шансов отказаться от лестных предложений войти в «цивилизованный европейский
мир» в качестве его надежного военно-политического и экономического союзника.
Сейчас Азербайджан представляет собой эдакую тихую и спокойную от политических
бурь заводь, в которой, кроме торгово-экономических проблем и Карабаха, казалось
бы, нет никаких проблем. Хотя многие эксперты не без оснований полагают, что
пока в Баку лишь делают вид, что нейтрально следят за событиями на Кавказе и не
придерживаются чьей-либо стороны. По большому счету, эта страна давно тяготеет к
Западу, по многим аспектам сотрудничества с ним уже определилась и имеет вполне
определенные интересы, чтобы вступить в НАТО. Однако центробежные процессы в СНГ
еще не так сильны, и Азербайджан вынужден выжидать, когда Грузия и Украина
определятся со вступлением в НАТО, поскольку в этом случае у России, являющейся
ядром СНГ, не будет ни морального права, ни достаточных ресурсов, чтобы
отговорить Азербайджан от вступления в Североатлантический союз. Приход же в
НАТО Азербайджана стал бы, по оценке западных стратегов, мощнейшим политическим
достижением в «холодной войне» против России, учитывая его огромные
энергетические ресурсы и исключительность геополитического положения. В НАТО
считают и, очевидно, небезосновательно, что Баку поддастся на обещания
невиданных инвестиций в азербайджанскую экономику, модернизацию всей
военно-технической и экономической инфраструктуры страны и, самое главное,
полной независимости и отдаленности от своего главного экономического конкурента
– России. В стратегическом плане Азербайджану был бы обеспечен гарантированный
контроль над природными ресурсами региона, и, в частности, он мог бы
беспрепятственно претендовать на те газонефтяные сегменты Каспия, на которые
раньше он не мог посягнуть в силу разных причин, в частности, из-за России и
Ирана.
Однако, как следует из развития событий на Кавказе, реализация всех этих планов
оказалась под большим сомнением. «Грузинский проект» США и НАТО провалился с
треском. Действия России были такими жесткими и молниеносными, что ни в НАТО, ни
в США, ни, в частности, даже сам Саакашвили не успели отреагировать прежде, чем
была уничтожена вся военная инфраструктура Грузии. Если Россия всего на один
день отложила бы объявление об окончании операции по принуждению к миру, то
события приняли бы необратимый характер для режима Саакашвили и его покровителей
в НАТО. Еще один день, и Саакашвили со своей командой сели бы в военный самолет,
присланный из США, и укатили бы к своим западным хозяевам. Страны НАТО сейчас
прибывают в большом смятении, глубоко сожалеют и считают, что допустили
непростительную ошибку, когда в апреле сего года на Бухарестском саммита не
приняли в свой состав Грузию и Украину.
Тем не менее, в результате южноосетинских событий провалился не только
региональный блицкриг оказавшегося наивным и близоруким г-на Саакашвили.
Президент Южной Осетии Э. Кокойты прямо заявил, что, если до этого безумного
геноцида, еще и был какой-то люфт для переговоров с Тбилиси, то теперь никакого
вопроса о «территориальной целостности Грузии» стоять уже не может. США и НАТО,
таким образом, оказали Грузии «медвежью услугу», убедив ее нынешнее руководство
в том, что проутюженные танками и выжженные дотла системами залпового огня земли
Осетии и Абхазии легко достанутся грузинским властям. Грузии, как ни печально,
придется теперь навсегда забыть о том, что южноосетинцы и абхазцы когда-либо в
будущем могли снова захотеть жить в составе Грузии, тем более, под её гнетом.
Неслучайно поэтому, после провала своего проекта, США и страны НАТО развернули
настоящую антироссийскую истерию. Все основные мировые агентства типа CNN, BBC,
«Sky News», Reuters, которые финансируются американцами и англичанами, с первых
минут конфликта заняли жестко антироссийскую позицию. При этом ни слова не было
сказано о попытке геноцида Грузии в Южной Осетии, словно не было тысячи
погибших, десятков тысяч раненых и беженцев и полностью разрушенного Цхинвала.
Более того, грузинская агрессия быстро трансформировалась средствами массовой
информации на Западе в «российскую агрессию». Сообщалось о том, что якобы уже
стерты с лица земли грузинские города Гори и Поти, что русские танки уже
находятся на подступах к Тбилиси, а госпожа Райс уже красочно живописала, что
это не что иное, как повторение чехословацких событий 1968 года. Вместе с тем,
стремясь получить от всей этой истерии хоть какую-то пользу, США форсировали
подписание с Польшей соглашения о размещении систем ПРО в этой стране, не
скрывая при этом антироссийской направленности проекта. Дальше – больше. НАТО
приостанавливает работу Совета НАТО – Россия, американский авианосец и военные
корабли НАТО начинают двигаться в направлении Грузии, США и НАТО активизируют
оказание закрытой от посторонних глаз «гуманитарной» и военно-технической помощи
режиму Саакашвили.
Чем Россия может ответить на угрозы Запада
Совершенно целесообразным со стороны руководства Российской Федерации оказалось
признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Это решение направлено на защиту
республик от новой агрессии. Этому должно способствовать размещение Россией на
их территории своих военных объектов и воинского контингента в виде усиленной
группировки миротворческих сил. Если в Грузии будет размещена иностранная
военная база или Грузию все-таки примут в НАТО, то Россия незамедлительно может
принять Южную Осетию и Абхазию по их просьбе в состав Российской Федерации.
Причем было бы логично и справедливо, чтобы Южная Осетия объединилась со своими
этническими братьями из Северной Осетии и была бы создана Республика Осетия на
правах обычного субъекта РФ. Точно так же на правах одного из субъектов РФ может
войти в состав России и Республика Абхазия со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
Учитывая, что Израиль оказал поистине фантастическую по объемам военную помощь
режиму Саакашвили, Россия могла бы пересмотреть свои военно-технические и
политические отношения с Сирией и Ливаном. В настоящее время только из-за
настоятельных просьб США, прикрывающих Израиль, Россия оставляет
неудовлетворенным просьбы этих стран о более широких поставках военной техники и
вооружения. Тем не менее, на состоявшихся буквально на днях переговорах
президентов Сирии и России было отмечено, что Россия значительно расширит
военную помощь Дамаску и может рассмотреть вопрос об оборудовании военной базы в
Сирии, а также о поставке в эту страну современной военной техники и вооружения
на миллиарды долларов, включая ракеты С-400, ЗРК «Искандер-М» и т.п.
Россия, наконец, снова может возобновить свое военное присутствие на Кубе.
Учитывая нынешний политический режим на Кубе и сохранившиеся стойкие
антиамериканские настроения у большинства кубинцев, такая задача может быть
решена относительно легко. Но, если Россия вернется на Кубу, то, скорее всего,
дело не ограничится лишь одним размещением российской военной базы в Лурдесе.
Она на сей раз придет туда надолго и всерьез, подписав с Кубой новый
военно-политический договор. В свое время, когда бывший министр обороны Сергей
Иванов и бывший начальник Генштаба Анатолий Квашнин докладывали президенту В.
Путину о том, что заграничные военные объекты России – Лурдес (Куба), Камрань
(Вьетнам), Гудаута (Абхазия), системы СПРН (системы предупреждения о ракетном
нападении) в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане и Киргизии – не являются
эффективными, они должным образом не учитывали интересы многих российских
ведомств, в том числе интересы спецслужб. Среди экспертов существует мнение, что
в свое время уход России с Кубы и из Вьетнама были своего рода щедрыми
"подарками" Владимира Путина президенту Бушу накануне визита российского
президента в США в ноябре 2001 года. Однако эти шаги руководством США были
расценены не как знак доброй воли и начала построения новых отношений с США и
другими странами Запада, а были истолкованы банальным образом как
военно-политическая слабость тогдашней России. Вместо благодарности и понимания
руководство США заявило, что их Военно-морские силы собираются расположиться на
базе в Камрани сразу же, как только у Вьетнама истечет срок соглашения с
Россией. В свете всего этого был бы серьезной ошибкой и уход России с космодрома
Байконур в Казахстане.
Россия может доминировать в Персидском заливе
Но настоящей бомбой, которой истерично боятся США, НАТО и, особенно Израиль,
может стать возможный пересмотр Россией своей внешней политики в отношении
Ирана. Стратегический союз с Ираном, предполагающий подписание нового большого
военно-политического договора с этой страной, в корне мог бы изменить всю
геополитическую картину современного мира. Новые союзнические отношения с Ираном
означают: во-первых, размещение как минимум двух военных баз в стратегически
важнейших частях Ирана. Первую военную базу можно было бы расположить на севере
страны в иранской провинции Восточный Азербайджан и вторую – на юге Ирана на
острове Кешм в Персидском заливе. Появление российской базы в иранском Восточном
Азербайджане позволило бы России полностью контролировать ситуацию в Республике
Азербайджан, Грузии и Турции и делиться этой информацией и с Ираном.
Не прошли не замеченными для иранского руководства и последние сообщения о том,
что Грузия своим секретным решением предоставила Израилю возможность
использовать свои две военные базы для нанесения ракетно-бомбовых ударов по
объектам Ирана. Необходимо учитывать и тот факт, что другой иранский сосед –
Турция – является не только членом НАТО, но и мощнейшим региональным противником
и экономическим конкурентом Ирана. Кроме того, Республика Азербайджан
превратилась уже в ключевого партнера Запада в вопросе перекачки энергоресурсов
Каспия, минуя Россию и Иран, на мировые рынки. К тому же, Азербайджан
периодически угрожает, что пустит в свою зону Каспия западный капитал во главе с
США, что чревато новыми конфликтами, т.к. еще не определен юридический статус
самого Каспия.
В этой ситуации Иран заинтересован в мониторинге ситуации, складывающейся вокруг
него в регионе не без участия стран НАТО, в создании надежного электронного щита
и в приобретении адекватных и суперэффективных средств отражения любой возможной
опасности.
В свою очередь, размещение военной базы на иранском острове Кешм позволит России
контролировать деятельность США и НАТО в зоне Персидского залива, в Ираке и
других арабских государствах. С помощью специальных технических средств Россия
могла бы осуществлять контроль за передвигающимися средствами под водой, над
водой и по воздуху, эффективно определять, кто, откуда и с каким грузом
направляется в это узкое морское горло под названием Ормузский пролив, чтобы
выйти в Мировой океан и наоборот.
У России также впервые появится историческая возможность останавливать
подозрительные суда и корабли и проверять их содержимое, как это цинично и грубо
делают американцы в этой зоне уже многие десятилетия. В этой связи, если Россия
предложит Ирану в обмен на развертывание на его территории двух-трех своих
военных баз оснащение национальной системы ПРО по всему периметру границ Ирана и
поставки военной техники и вооружения, включая и суперсовременные системы типа
С-400, то эта страна вполне может согласиться на такое предложение.
В политическом плане Россия может ускорить процесс создания «газового ОПЕК», как
осуществление идеи духовного лидера Ирана Али Хоманеи. Вслед за Россией Иран
занимает второе место в мире по запасам природного газа. Вместе они обладают
более 60% всех мировых запасов природного газа, и в этой связи только небольшая
координация в выработке единой корпоративной и ценовой политики может заставить
половину стран планеты, во всяком случае, почти всю Европу, позабыть о своих
амбициях, спуститься с небес и прийти с поклоном к этим государствам о том,
чтобы те отпустили газ им по более щадящей цене, иначе высокие цены, паралич
экономики и полная нестабильность в этих странах будут гарантированы.
И, наконец, выходя на уровень союзнических отношений с Ираном, Россия может
развивать сотрудничество с этой страной практически во всех сферах, включая и
ядерную энергетику. Только на строительстве АЭС в Иране Россия может заработать
десятки миллиардов долларов. Это означает, что в скором времени можно будет
позабыть о так называемом иранском ядерном досье в СБ ООН, т.к. в дальнейшем
Россия будет не заинтересована выслушать всякую чушь, которую высасывали из
пальца все эти годы американцы и их приспешники и в дальнейшем не будет занимать
критическую позицию в ходе обсуждении ядерной программы Ирана и может
заблокировать любые антииранские решения как политически ангажированные еще на
самых ранних этапах.
Другие факторы в пользу союза России с Ираном
Любое решение, направленное на усиление позиции Ирана и сохранение стабильности
в этой стране, максимально поддерживается и такой мощной мировой державой, как
Китай, поскольку эта страна является главным потребителем энергоресурсов Ирана и
любая дестабилизация в Иране может больно ударить и по экономической мощи Китая.
С выходом Грузии, Украины и Азербайджана из СНГ встанет вопрос о кардинальном
реформировании самого СНГ. Россия может предложить различные варианты
реформирования СНГ, в том числе и с участием Ирана. В частности, уже сейчас
можно начать проработку полной интеграции СНГ с эффективно существующей и
динамично развивающейся организацией ШОС. С учетом новых обстоятельств Россия
может ускорить процесс принятия Ирана в качестве полноправного члена ШОС. С
приходом Ирана, одной из ключевых стран исламского мира, в лоно ШОС эта
организация принципиально может измениться и по потенциалу и по той роли,
которая она может сыграть в решении локальных, региональных проблем мира,
особенно на Ближнем и Среднем Востоке и в зоне Персидского залива. С приходом
Ирана в ШОС значительные финансовые и политико-экономические ресурсы ОИК также
могут быть подтянуты и задействованы в реализации проектов этой организации. С
приходом Ирана в ШОС он окажется под зонтиком коллективной безопасности этой
организации, в том числе под защитой двух таких ядерных держав-членов ШОС, как
Россия и Китай. И, наконец, с приходом Ирана в ШОС будет заложена серьезная
основа более мощной стратегической оси Россия – Иран – Китай, создания которой
так опасаются Вашингтон и его союзники.
Россия при желании вполне может заинтересовать Китай идти в направлении создания
стратегического треугольника Россия – Иран – Китай и в качестве первого шага
может вместе с Ираном при активном финансовом участии Китая в кратчайший срок
построить газопровод из Ирана в Китай. США и Запад смертельно боятся
экономической экспансии Китая и максимально препятствуют реализации любого
проекта, связанного с поставками природного газа в Китай.
Таким образом, у России имеется целый арсенал возможностей по созданию
сбалансированных противовесов в ответ на агрессивные планы США и НАТО по
«выталкиванию» России из Европы и Азии с помощью своих сателлитов, подобным
послушным режимам как в Грузии, на Украине, и других странах. Операция
«Принуждение к миру» в этом контексте должна быть продолжена, только теперь на
совершенно другом, военно-политическом уровне и с помощью тех стран, которые
реально противостоят экспансии США и их союзников. Только такие коллективные
усилия помогут создать такую стратегическую ситуацию, которая с одной стороны
максимально эффективно защитила бы интересы государств неамериканской ориентации
и с другой исключила бы или, по крайней мере, уменьшила бы риск перерастания
«холодной войны» в локальные и глобальные конфликты.
Раджаб САФАРОВ,
Генеральный директор Центра изучения современного Ирана
Источник
| |
|

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТИНА ДНЯ 09 января 2009 года
ГАЗОВАЯ ВОЙНА - ГОРЯЧАЯ ФАЗА
"Вчерашнее заявление авантюриста премьер-министра России Путина - не что иное
как политический рэкет, политический разбой. Он лишен элементарного здравого
смысла и наивно надеется, что газовыми санкциями поставит на колени не только
Украину, но и Европу. Бедная, немытая Россия будет пожинать очень горькие плоды
От «А» до «Б»
Разрекламированное объединение оппозиции
от «Нашей Украины» пока окончилось позорным «пшиком». Инициативу Валентина
Наливайченко проигнорировало большинство топ-оппозиционеров.
За долгих 20 лет независимости украинская пресса насмотрелась на столько

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТИНА ДНЯ 24 июня 2009 года
Украина продолжает штурмовать
книгу рекордов Гиннеса по части криминальных изысков. То в ней экс-министр
внутренних дел Юрий Кравченко заканчивает жизнь самоубийством, дважды стреляя
себе в голову из «беретты». То вот сейчас кировоградский преступник ночью
нападает на безоружных депутата-«бютовца», главу местной районной милиции и
местного райпрокурора, а потом, видимо, устыдившись того, что обидел таких
достойных людей, девять (уже девять!) раз стреляет в себя...
Украинствующие
Украинское информпространство наполнено
душераздирающими сообщениями об увольнениях «людей Балоги», которые инициирует
Вера Ульянченко, новая руководительница самой близкой к президенту Виктору
Ющенко синекуры – его Секретариата. Одни печалятся, мол, такие ребята уходят.
|