НОВОСТИ УКРАИНЫ
       СОБЫТИЯ В МИРЕ

Новости Украины, события в мире

Военный бюджет Украины: навстречу деградации

О том, что военный бюджет на 2009 год не соответствует задаче поддержания боеготовности Вооруженных сил, хотя бы на минимально приемлемом уровне, было ясно еще на стадии его формирования.

Но у правительства появился такой универсальный аргумент, как финансовый кризис, и в бюджете армии урезали даже критические цифры.

В результате, воинские части пережили повальные отключения от электроснабжения (в том числе, находящиеся на боевом дежурстве)! Отменены все возможные надбавки, которые позволяли дотягивать зарплаты военных до среднего по Украине уровня доходов. Финансовый дефицит больно ударил по боеготовности: войскам дано распоряжение о моратории на полевые выходы, занятия на местности, учения….

Правительство, тем не менее, рапортует: армия получает надлежащее финансирование, в необходимом ей объеме и в нужные сроки.

Что, собственно, армии нужно, чего ее лишают, и чем это грозит?

Начнем с того, что, Министерство обороны на 2009 год запросило 32,4 миллиарда гривен. (2,5% от ВВП, что меньше законодательно обоснованной цифры). Структура его формировалась с учетом принятых в европейских странах норм.

Средства должны были распределяться следующим образом: 10,0 миллиардов – на развитие вооружения, военной техники и инфраструктуры, 5,5 – на подготовку Вооруженных сил и 16,8 – на их содержание.

Указанные средства позволили бы финансировать реализацию Государственной программы развития Вооруженных сил Украины на 2006-2011, Госпрограммы развития вооружений и военной техники ВС на период до 2009 года, а также государственных целевых программ в части, касающейся перехода на контрактную армию.

Предусматривалось финансирование таких статей расходов, как обеспечения военных жильем, адаптация увольняемых из армии, обеспечение технического содержания арсеналов и складов и утилизация излишков боеприпасов и ракетного топлива.

Были предусмотрены средства для реализации планов боевой подготовки, а также на поддержание нормального уровня социального обеспечения военнослужащих.

Понятно, что в условиях кризиса было бы оправдано снижение общего уровня финансирования. Так поступают и в соседних странах. Например, в начале февраля военно-политическое руководство России заявило о пересмотре своего военного бюджета на 2009 год, урезая его на 15%.

Но, тем не менее, президент Медведев заявил: финансирование военных программ, касающихся перевооружения российской армии, сокращению не подлежит.

Казалось бы, не логично снабжать армию новым вооружением и при этом сокращать объемы боевой и профессиональной подготовки. Какой толк от нового оружия, если личный состав не умеет с ним обращаться? Но в условиях кризиса это задел на будущее: армия получает базу для развития после окончания финансовых трудностей.

В Украине все иначе. Финансисты украинского Минобороны подготовили свои предложения по "кризисному бюджету" с целью обеспечения минимального выполнения основных планов развития и поддержания на приемлемом уровне боеготовности подразделений и частей.

Вышли на минимально необходимую сумму 17,5 миллиардов (1,67 % от ВВП, или 54 % от потребности). Из них 4,2 миллиарда предполагалось выделить на развитие вооружений, военной техники и инфраструктуры, 2,4 – на подготовку Вооруженных сил и 10,9 – на их содержание.

Немаловажная деталь – структура доходов бюджета. Как известно, военный бюджет состоит из двух основных частей – выплат из госбюджета и специального фонда, который формируется за счет уникальной, как для общемировой практики, статьи доходов – хозяйственная деятельность Минобороны.

Иначе говоря, спецфонд – это средства, которые разрешили армии заработать.

Немаловажно отметить, что, как показывает практика, за счет реализации имущества и излишков, армия, в лучшем случае, способна заработать максимум миллиард в год.

Тем не менее, несмотря на кризисный год, армейский доход для формирования спецфонда планируется на уровне 1, 2156 миллиарда.

Из них 606,6 миллионов – собственные поступления, 311,0 – поступления от реализации недвижимого имущества Минобороны и 298 миллионов – поступления от реализации излишков техники и другого имущества.

Интересно, что такой проект бюджета был поддержан профильным комитетом Верховной Рады, о чем его члены сообщили бюджетному комитету ВР. Эти цифры и были вынесены на утверждение правительства.

В итоге Минобороны получило бюджет на 2009 год в 11,7 миллиарда, то есть 0,83 % от ВВП (а это фактически в 1,3 раза меньше бюджета на 2008 год), что составляет 36,1% от необходимой потребности армии. Из которых армия еще и должна заработать заведомо нереальную сумму – 4,2 миллиарда. Из госбюджета армия получит всего 7,4 миллиарда.

К слову, о спецфонде. Анекдотичность ситуации состоит в том, что Кабмин, обязывая армию заработать нереальные средства, делает все возможное, чтобы этого не произошло.

Минобороны не может продать имущество освобождающихся военных городков: Кабмин запретил это делать и не торопится определить механизм таких продаж. Кроме того, правительство еще и пытается вывести из подчинения Минобороны активы, способные приносить армии прибыль. К примеру, концерн "Техвоенсервис".

Кабинет Министров предлагает в принципе ликвидировать Департамент избыточного имущества и земель и создать специализированное предприятие "Укрспецторг", которое подчинить правительству. Проекты соответствующих постановлений уже ждут очереди на рассмотрение КМУ.

Все это вызывает массу вопросов касательно адекватности инициаторов таких решений.

Предложенные армии 7,4 миллиарда позволяют лишь платить зарплаты военным, причем без учета полагающихся им по закону выплат, оплачивать коммунальные услуги и кормить солдат.

На развитие вооружений, военной техники и инфраструктуры будет выделено всего 235 миллионов, на подготовку Вооруженных сил 639,8, на содержание 6 553,8. Это и есть "бюджет проедания" в чистом виде!

Ни о каком развитии Вооруженных сил и даже просто сохранении обороноспособности Украины речи быть не может.

Анализ, проведенный в профильных структурах Минобороны, свидетельствует, что следствием такой ситуации предсказуемо будут:

- уменьшение минимум в 2 раза воинских частей, готовых к выполнению задач по назначению;

- резкое падение уровня исправности высокотехнологичных вооружений и военной техники;

- полная остановка работ по восстановлению и модернизации вооружений;

- профессиональная деградация личного состава;

- невыполнение международных соглашений в военной сфере минимум на 75%;

- уменьшение реального денежного обеспечения военнослужащих на 14,5-15,8%;

- полная остановка строительства жилья для военных;

- общее падение морально-психологического состояния военнослужащих из-за значительного снижения уровня социальной защиты, а также массовое увольнение из рядов Вооруженных сил.

В такойситуации Украина, пожалуй, должна ответить на основной вопрос: а нужна ли ей армия вообще? Учитывая все вышеизложенное, вопрос не праздный.

Сейчас Минобороны требует увеличить бюджет на 2009 год на 8,9 миллиардов, дабы не допустить деградации и деморализации украинской армии в самом широком смысле. Услышат ли военных в Кабмине и парламенте?


Дмитрий Тымчук, эксперт Центра политического анализа "Стратагема"

   

Украина: мифы русификации и реальность украинизации

Украина: мифы русификации и реальность украинизации Одним из базовых оранжевых аргументов в пользу тотальной украинизации является утверждение о проводимых в Украине столетиями русификации и «великодержавном угнетении всего украинского». Из этого выводится тезис о необходимости предоставления украинскому



Новости Украины, события в мире

Почему Барак Обама? ("Project Syndicate", США)

Победитель президентских выборов в США унаследует идеальный шторм проблем, причем как экономических, так и международных. Первый день его работы на посту будет сложнее, чем у любого президента США со времен - и я говорю это вполне серьезно - человека, который спас Союз - Авраама Линкольна. Хотя в качестве еще более поучительного прецедента можно было бы вспомнить 1933 год, когда Франклин Рузвельт выступил перед нацией в качестве воодушевляющего оратора и 'смелого экспериментатора' в



Юру не жалко

Юру не жалко Была бы задница. А неприятности найдутся. Задержание Юрия Луценко напоминало съемки боевика. Одиннадцать бойцов «Альфы» на одного экс-министра, гуляющего утром с собакой – это перебор. Это что, СБУ решала сразу две задачи? С одной стороны задержать Луценко, а с другой наглядно продемонстрировать всем, что



Новости Украины, события в мире

Аналитическая картина дня   8 апреля 2008 года




© НОВОСТИ УКРАИНЫ, СОБЫТИЯ В МИРЕ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ГОСТЕВАЯ КНИГА