НОВОСТИ УКРАИНЫ
       СОБЫТИЯ В МИРЕ

Новости Украины, события в мире

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТИНА ДНЯ 11 марта 2009 года

 - Получит ли Украина второй транш МВФ?
- Это еще большой вопрос! Но, судя по тому, что украинские обменники завалены валютой, Юлия Владимировна уже его растаможила!

 

УКРАИНА. ДЕЛА ПОЛИТИЧЕСКИЕ

 

СБУ на службе политиков

Если честно, не понятно, почему на многих сайтах, специализирующихся на «силовой» тематике, так «гонят» на СБУ. Мол, не та уже Контора и профессионалов там не осталось совсем, а уж ее начальник, на тот момент уже несколько лет как «и.о.», так и вовсе курам на смех – где ж это видано, чтобы руководителя главной спецслужбы страны как лоха последнего «обували» на 400 баксов в холле крутой гостиницы?

Ну да, с терроризмом наши «спецы» борются как-то вяловато, в Сомали на «Фаину» поехали только тогда, когда удостоверились, что в радиусе трех километров от судна нет ни одного пирата, с коррупцией сражаются… об этом лучше не будем, равно как и о борьбе с наркоторговлей. Но зато как круто спецназ СБУ штурмовал здание «Нафтогаза» на прошлой неделе! Как бесстрашно он укладывал визжащих от ужаса теток-бухгалтеров мордами в пол! А вы ведь знаете, что такое тетка-бухгалтер в любой организации – ее там боятся все, даже начальник охраны. Ну а поимка беглого судьи-взяточника Зварыча? Это ли не верх профессионализма – сначала позволить ему исчезнуть из охраняемой больницы (стопудово для усыпления бдительности), а потом, когда проворовавшийся судейка то ли напившись с горя, то ли в помешательстве буйном стал трепать языком налево и направо и давать интервью (скажите, вы бы стали давать интервью, находясь в государственном розыске?), срочно брать его прямо в семейных трусах на собственной кухне, с которой он почему-то никуда не бежал, хотя Польша была под боком, а денег, если верить слухам, у него столько, что можно было нанять лакеями Качиньского с Туском.

В общем, как для Украины – так вполне нормальная спецслужба. А тем более теперь, когда ее начальника с нежным именем Валя избавили от позорной приставки «и.о.», верю, что он еще больше порядка во вверенной ему организации наведет. Ну, и про важное, особенно в преддверии стремительно надвигающихся президентских выборов, поручение премьер-министра не забудет – подготовить законодательную почву для регистрации Интернет-изданий. А то пишут, понимаешь, всякое, а уважаемые люди потом ночью не спят, переживают.

Хотя как раз тут меня терзают смутные сомненья. Довелось когда-то читать интервью одного достойного человека, заместителя председателя СБУ, экс-главы Госкомспецсвязи, кандидата технических наук Игоря Коновалова. Так вот сей отягощенный званиями и опытом муж говорил в конце 2007 года дословно следующее: «Возьмем, к примеру, Интернет. Сегодня сеть используется как забор для рисования и надписей». И сходу раскрыл схему, как сетевые подонки-журналисты на своих сайтах-заборах обливают грязью честных людей: «Хочу вылить грязь — выкладываю информацию на анонимный сайт. Оттуда администратор «случайно» переносит ее на какой-то из официальных сайтов. Потом так же «случайно» она попадает в интернет-издания, которые законом-то еще не определены. После этого печатные СМИ со ссылкой на эти интернет-издания публикуют все, что угодно. При этом никакой ответственности. Когда же мы начинаем говорить, что эти вопросы нуждаются в срочном законодательном урегулировании, нас обвиняют в том, что СБ наступает на Интернет. Однако в данном случае существует и действует прозрачная схема, когда на любого человека можно вылить какую угодно грязь».

Откровения про анонимный и официальный сайты предельно четко говорят, какой в СБУ уровень понимания, что такое Интернет вообще, и Интернет-издания в частности. Поэтому и закрадываются сомнения, что там смогут выполнить такое важное задание, как регистрация Интернет-СМИ. Да и, как показывает практика, заморачиваться такими юридическими тонкостями в «Конторе» не любят. Гораздо проще изъять сервер у провайдера, как это было с Интернет-изданием «Дэйли», или потребовать у редактора коды доступа к админ-панели, как в случае с «Багнетом», а то и вовсе «завалить» неугодные сайты. И никакая регистрация не нужна. Кому действительно нужно найти владельца того или иного сайта – он это сделает в течение получаса, что и показывает практика. А если не удастся – это либо от лени, либо от недалекого ума. В общем, хорошо, что Тимошенко поручила разработать регистрацию СБУ-шникам. Больше шансов, что все останется как есть.

Вот если бы подготовить законодательную базу под это дело поручили народным депутатам – тогда да, было бы о чем волноваться. Как заявила недавно глава профильного комитета ВР по вопросам свободы слова (!) Анна Герман, «на интернет-издания в депутатской среде обижены очень многие. К сожалению, депутаты настроены категорично и не прочь обуздать интернет-пространство». Эх, Анна Николаевна, знали бы Вы, как на депутатский корпус обижен весь украинский народ, то постеснялись бы такое говорить. И народ тоже настроен очень категорично и совсем не прочь обуздать своих «слуг». Да только возможности нет.

Кстати, давно замечено, что попытки регистрации Интернет-СМИ возникают либо сразу после выборов, как это было в 2005 году с подачи Минтранссвязи, либо непосредственно перед – как сейчас. В первом случае – чтобы закрепить успех и показать, кто здесь главный, а во втором – обезопасить себя от нелицеприятной информации в преддверии выборов. Наверняка у ведущих политических сил уже заготовлены тонны компромата друг на друга, и все только ждут отмашки, чтобы начать полномасштабную войну. Тимошенко решила сыграть на опережение. Да только с исполнителем, кажется, немного погорячилась. У СБУ сейчас других забот по горло – с «вонючим газом» бы разобраться, к которому Президент, разумеется, не имеет никакого отношения; пережить «закарпатское нашествие» в руководящие ряды службы; или показать ужасы Голодомора с помощью фотографий американской Великой депрессии. Тем более что строго оговоренных сроков премьер-министр не поставила, а если нет «дэдлайна» - можно сказать, что нет и задания. Так что спите спокойно, господа сетевые журналисты. Но помните – если вы действительно кому-нибудь понадобитесь – вас найдут и без всяких регистраций. И последствия могут быть гораздо хуже.

 

УКРАИНА. ДЕЛА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Налог на политиков

Не проходит и двух недель, чтобы кто-то в Украине не заявил о намерении создать свою политическую силу, либо же не подал документы о регистрации новой партии в Минюст. Только в прошлом году в Украине было зарегистрировано 19 новых партий. А сколько их сменило лидеров, либо проданы? Всего же сегодня, напомним, в Украине насчитывается 162 партии. «Неплохой» результат для страны, в которой уже четвертый год бушует жесткий политический кризис и количество парламентских партий не дотягивает до двух десятков.

Мотивации, по которым люди открывают партии, совершенно разные. Кто-то инвестирует средства в политику, думая, что сможет таким образом лоббировать свои интересы. Кто-то привлекает «внешние инвестиции» и предоставляет свою структуру в качестве технологического проекта для более крупных игроков, либо иностранных государств. Другие просто создают «дочерние» и родственные структуры для технологических целей либо «на всякий случай». Некоторые политики пытаются таким образом прибавить себе политического веса. Ну а кто-то пытается просто поиграть в политику, свято веря, что именно его там и не хватает.

В любом случае подавляющее большинство украинских партий существуют только на бумаге и в информационном пространстве. Это структуры, которые не приносят ни государству, ни обществу, ни избирателям никакой пользы или вреда. Убери сейчас из страны 100 партий, и никто не заметит разницы. Даже эксперты вряд ли смогут с уверенностью и искренностью заметить различия в политическом процессе после такой чистки.

Нынешний кризис заставляет политиков искать дополнительные средства поступлений в бюджет везде. Основными донорами, как всегда, выступают потребители, которые оплачивают в бюджет многочисленные пошлины, заложенные в цену товара, сборы и т.п. Однако, возникает вопрос, почему никто до сих пор не обложил налогом политиков и партии?

Если в стране такой спрос на политическую деятельность и структуры растут как грибы после дождя, то почему бы государству не заработать на этом? Зарабатывает же оно на избирателях. Можно ввести, например, ежемесячный партийный сбор, сумма которого должна быть ощутима. Также серьезные дополнительные деньги можно брать при регистрации и ликвидации партии. Кроме того, хорошенько подумав можно установить систему взимания платы за проведение пиар-акций и массовых демонстраций.

Да на первый взгляд это недемократично. Но давайте будем честны сами с собой – партии в Украине давно превратились в разновидность бизнеса. Каждая акция, практически каждое появление в эфире, каждый съезд проплачивается «черным налом». И стоит это удовольствие отнюдь недешево. Так что рассказы о «бедных партиях», которые отстаивают интересы простого народа, давно стали несмешным анекдотом.

Введение подобных сборов может дать толчок партийному строительству и улучшит систему в целом.

Во-первых, отомрут маргинальные политические силы, которые на практике состоят из учредителя, его жены и любовницы-секретаря.

Во-вторых, делать проекты для перепродажи будет невыгодно – слишком большой финансовый риск.

В-третьих, содержать партии-проекты, которые существуют только на бумаге «до лучших времен» также никто не будет.

В-четвертых, партийные боссы наконец подумают о создании систем финансирования не только из кошелька олигархов, но и из кошельков партийцев. Это в свою очередь сделает партии более работоспособными и эффективными.

Ну и, наконец, государственный бюджет получит какие-то деньги. Пусть их будет немного на общем фоне доходов и расходов. Это не столь важно. Тут больше важен принцип. Государство и налогоплательщики должны, наконец, поиметь от партий и политиков хоть что-то. Ведь пока что лишь партии и политики имеют их как хотят.

 

Синдром дальнобойщиков

Первая кризисная стачка в Украине прошла незаметно: 28 января приостановили работу медики Киева. До этого им два месяца не платили зарплату. Самая звучная и трагичная акция протеста стартовала 18 февраля и прервалась лишь недавно: грузоперевозчики требовали от власти дать им выжить. Не дождавшись ответа, двое «водил» покончили жизнь самоубийством, третий умер от сердечного приступа. Наконец, в выходные в Крыму прошел «марш пустых кастрюль». Пока это был, говоря словами политолога Небоженко, технологический протест. Но ближе к маю он может перерасти в стихийный и повсеместный…

Нынешний кризис провел Рубикон между теми, кому живется неплохо, и категорией людей, реально попавших в безвыходное положение. Скажем, уволенный с работы, не обремененный семьей банковский клерк, проживающий в столице, может пристроиться хоть на полставки в какую-нибудь коллекторскую фирму или на худой конец в колл-центр таксопарка. Сдать в аренду кредитную (как правило, однокомнатную) квартиру, переехать жить к родителям и потихоньку выплачивать свои долги.

Совсем другое дело – металлург, оставшийся без работы в городе, где, кроме сталелитейного производства, только детсадик и пекарня. Или дальнобойщик, чья фура стоит полсотни тысяч евро, а возить ему ввиду полного коллапса торговли нечего.

Кстати, о дальнобойщиках. Именно они стали первой широкомасштабной и организованной «отраслевой группой», решившейся на долговременный и настойчивый проест. Начиная от разрозненных акций в отдельных городах и заканчивая организованным перекрыванием трассы Киев–Одесса.

Что же заставило их пойти на крайние меры? До последнего времени автомобильные грузоперевозки были довольно прибыльным делом. Шофер, колесивший по Европе с ценным грузом, зарабатывал за рейс $5-8 тыс., на внутренних маршрутах – втрое меньше. Еще выгоднее, чем наемным водителем, быть хозяином фуры. По подсчетам автомобильного эксперта Андрея Сидоренко, подержанная фура с полуприцепом стоила от 40-50 тыс. евро, более новая, соответствующая экологическим нормам евро 4 (что позволяет работать на международных трассах) – около 80 тыс. евро.

«Частник, имеющий две-три такие фуры, нескольких водителей и кума на таможне, мог жить вполне обеспеченно– говорит Сидоренко. – Особенно учитывая, что большая часть такого рода предпринимателей сидела на «едином налоге» и особо не разорялась по части фискальных платежей».

Именно попытка расширить бизнес и докупить одну-другую машину сыграла роковую роль в судьбе перевозчиков. Перед ними стоял выбор: купить за имеющиеся средства; взять кредит в банке и взять фуры в лизинг (т.е. в аренду с выкупом). Лизинг оказывался объективно менее выгодным, чем кредит, а наличных средств в размере сотни тысяч евро мало кому хватало, поэтому большинство автомобилей было куплено в кредит. «Отбить» покупку дальнобойщики планировали за несколько лет. Но даже в период экономического подъема, когда спрос на перевозки был стабильно высоким, это было непростой задачей. Ведь помимо задачи постоянно обеспечить машину выгодными грузами, нужно было решить, как минимум, пять основных задач: оплачивать ремонт, менять резину, оплачивать ГСМ, найти постоянную стоянку для фуры и механика, который будет выпускать ее в рейс.

«Нужно учитывать, что накладные расходы у крупного автопредприятия и у собственника пары фур – принципиально разные. Большой бизнес несет убытки, но не такие масштабные. Им все выходит дешевле: свои бригады механиков, свое обслуживание, стоянка, скидки на запчасти, – размышляет Андрей Сидоренко. – Я знаю одну фирму, которая незадолго до кризиса умудрилась купить 300 штук самосвалов «Вольво» по 110 тыс. евро. А всего у них свыше 1000 автомобилей. Они тоже ощутили на себе удар кризиса, но такого страха перед будущим, как у частников, в них нет».

Короткий экскурс по магазинам бытовой техники в эти выходные натолкнул автора на удручающий вывод: техники даже 2008 года выпуска в продаже нет. Торговые залы забиты стиральными машинами 2007 года, вытяжками – 2006-го и кухонными комбайнами (не смейтесь) – 2004-го. Не знаю, фурычит ли еще это торжество западной технологической мысли, но то, что все эти бытовые приборы не привезены из-за границы, а собраны на складах (по принципу «поскребли по сусекам»), – очевидно.

Аналогичная ситуация с импортом продуктов и ширпотреба. Сапожки – в лучшем случае из прошлогодней весенней коллекции, суженый ассортимент импортных сыров, рыбы, морепродуктов и т.д. – все это удар по бизнесу грузоперевозок.

Еще хуже ситуация с внутренними перевозками: строительство остановилось, мебель никто не покупает, продукты питания, как правило, перевозятся собственными автомобилями предприятий. Если еще недавно казалось, что найти недорогую фуру с грамотным честным водителем – это проблема, то теперь тысячи АТП, частников и оставшихся без работы заводских машин гоняются за одним приличным заказом, демпингуя почти до убыточного уровня. Они отбивают заказы у тех, кого зажала кредитная удавка.

«Кризис изменил приоритеты, – продолжает комментировать ситуацию Андрей Сидоренко. – Машины покупались под одни цели – перевозить груз из точки А в точку Б, а сейчас на первое место выходят спецмашины. Крупные города не останутся без вывоза мусора, без аварийной и уборочной техники. Собственно грузоперевозки будут востребованы, когда оживится торговля. А она в свою очередь зависит от экономического оживления в целом. У меня тоже есть приятель, который купил две фуры в кредит и не знает, как от них сейчас избавиться. Кредиты подорожали, цены на грузовые машины упали в среднем на 30-40%. Картина аналогична той, что сложилась на рынке жилья…».

В результате всего перечисленного комплекса факторов, только за короткое время покончили жизнь самоубийством дальнобойщики Виктор Гудыма из Белгорода-Днестровского и Владимир Назаренко из Одессы. Оба они повесились, у обоих остались дети, фуры, которые они не могли продать, и непогашенные кредиты. Третьей жертвой стал 48-летней Игорь Бочаров: у сильного с виду мужика разорвалось сердце. По неподтвержденной информации, смертей еще больше. В некоторых СМИ называют еще одну «неучтенную трагедию»: 45-летнего водителя. Ушел он из жизни добровольно или, как и Бочаров, просто не выдержал перенапряжения и безысходности, не уточнялось.

Именно серия смертей дальнобойщиков стала той сигнальной ракетой, которая всполошила Кабинет министров. Было проведено совещание автоперевозчиков с участием Юлии Тимошенко. То самое, где она назвала губернатора Одесской области Николая Сердюка «подонком» и пообещала направить президенту представление на его увольнение. Создана совместная рабочая группа, которая рассматривает требования водителей к властям.

Напомним, что в качестве основного требования забастовочный комитет выставил условие немедленной разработки механизма распределения между государством, банком и заемщиком ответственности по обслуживанию кредитов на период кризиса. Вместе с тем перевозчики требовали установления твердых минимальных тарифов на перевозку грузов; снижения учетной ставки НБУ; предоставления кредитных каникул на время кризиса с нулевой процентной ставкой; снижения процентной ставки на кредиты; перевода валютных кредитов в гривневые по курсу валют на время взятия кредита; пролонгации кредитных договоров на больший срок; принятия единого пакета документов для наемной рабочей силы (шоферов) и грузов.

Андрей Сидоренко в возможность правительства решить проблемы дальнобойщиков не верит. «В чем я поддерживаю требования протестующих, так это в части социальной защиты водителей. Да, они должны быть защищены: трудовое законодательство, льготы, нормальные условия труда. Но это не те вопросы, которые может решить Кабмин, и не повод перекрывать дороги. Требуйте от своего работодателя, и будет вам счастье. А вот что касается кредитных каникул, пролонгации договоров, установления минимальных тарифов на перевозку, тут без общего улучшения ситуации ничего не выйдет. Отрегулировать этот рынок вручную невозможно. Во всяком случае, надолго…», – говорит он.

Известный политолог Виктор Небоженко говорит, что акциям протеста больше всего подвержены так называемые «моно-города», где людям некуда деваться, и где конфликт распространяется очень быстро. Это шахтерские, металлургические, химпромовские города, где вся казна мэрии зависит от работы одного градообразующего объекта. А путей альтернативного выживания населения, типа контрабанды, туризма, подсобного хозяйства или продажи земли, нет.

Вторая важная черта: в теории социальных конфликтов большую роль играет факт отсутствия страха перед местной властью и отсутствия уважения к этой самой власти. Короче, чем больше вольница, тем сильнее конфликты. Одни недовольные создают новых недовольных.

То, что первыми на протесты поднялись дальнобойщики, легко объяснить. Они динамичны, легко поднимаются, имеют возможность убедительно перекрыть автострады, наконец, многие из них реально «попали». Это не технологические протесты, а реальный крик души.

Однако в данный момент влияние этой акции нивелировано расстоянием от Киева до Одессы. Напряжение будет возрастать по мере приближения протестующих колонн к столице. Я так думаю, что, не получив ожидаемого результата от переговоров, они должны появиться где-то под Харьковом, потом – под Винницей. А в последнюю очередь перекроют трассу Киев–Москва. Вот тогда кольцо действительно сожмется, и накал страстей может дойти до точки кипения. Но это будет уже в мае…

 


 

   

Юлия Тимошенко: упорство «главной ошибки»

Юлия Тимошенко: упорство «главной ошибки» В природе давно известна такая феноменальная особь, как самка жука-богомола. Она с видимым удовольствием съедает самца сразу после того, как «товарищ» выполнит необходимые операции по оплодотворению «коллеги» и продлению жучьего рода. Даже бесстрастные ученые называют ее «пожирательницей мужчин», и в этом нет ни капли



Новости Украины, события в мире

Луценко в Германии выдвинули обвинения по 4 статьям ФОТО ДОКУМЕНТОВ

Посол Украины в Германии Наталия Зарудная подтверждает, что в аэропорту Франкфурта-на-Майне Юрия Луценко и его сына «не пустили на борт для посадки в связи с их пребыванием в нетрезвом состоянии». Об этом идет речь в письме посла Украины в Германии к МИД.



Новости Украины, события в мире

ОУН, БАНДА "РЫЖЕГО": ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ УБИЙЦ

В своё время это название как нельзя лучше использовал тов. a_dyukov для описания будничной жизни коллаборационистов всех мастей. Воспользуюсь им и я. В заметке о Дерманской трагедии



Новости Украины, события в мире

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТИНА ДНЯ 21 октября 2008 года

ТРИШКИН КАФТАН    




© НОВОСТИ УКРАИНЫ, СОБЫТИЯ В МИРЕ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ГОСТЕВАЯ КНИГА